Дом страхового общества «Россiя»
Неспешный обход дома по периметру займёт 10-15 минут (это чуть более 600 метров).
В XVIII веке на месте этого дома располагались палаты архиепископа Феофана Прокоповича – сподвижника Петра I. После его смерти владение поступило в казну и было передано Московскому почтамту. В 1870-80 гг. здесь было построено круглое здание «Царь-град» для панорамы «Взятие Плевны» (архитектор В.Н. Карнеев), которое впоследствии было перестроено под театр «Скоморох», организованный антрепренером М.В. Лентовским. Театр открылся пьесой А.Н. Островского «Бедность не порок», здесь же ставилась пьеса «Власть тьмы», на репетиции которой лично присутствовал Л.Н. Толстой. Однако задуман театр был для народных и общедоступных представлений и посещали его простые люди, в т.ч. крестьяне из окрестных деревень.
К концу XIX века Лентовский вынужден был прекратить деятельность театра из-за невысокой стоимости билетов, значительной арендной платы и отсутствия дотаций со стороны московских властей, а владение у Московской городской думы выкупило Страховое общество «Россiя» и возвело в 1899-1902 гг. на этом месте по конкурсному проекту архитектора Н.М. Проскурнина комплекс громадных зданий, расположенных по адресу Сретенский бульвар, 6/1, строения 1 и 2.
Ширина стен дома около метра, это настоящий дом-крепость, занимающий целый квартал. Два корпуса соединены кованой оградой, выполненной по рисунку архитектора Дессина (автора проекта телефонной станции в Милютинском переулке). В узор решётки ворот вплетён вензель Страхового общества “Россiя” – СОР.
Удивительный дом стал самым технически оснащённым зданием Москвы начала XX века. В доме была автономная электростанция, работающая на нефти и обеспечивающая освещение и электроснабжение, собственная артезианская скважина глубиной 50 метров, система канализации и вентиляции. В подвале находились восемь котлов, вентиляционные установки и насосы, а на чердаках разместились прачечные. В подъездах были установлены электрические лифты. В каждой из 148 комфортабельных квартир с четырёхметровыми потолками имелись мойки и кухонные печи, отдельные ванные комнаты и ватерклозеты.
Квартиры в этом доме были предназначены для профессионалов, ведущих работу на дому: адвокатов, юристов и врачей. Поэтому при планировке было предусмотрено разделение жилых помещений на «приватную» и «общественную» зоны. Квартиры имели площадь от 200 до 400 квадратных метров, самые дорогие из них имели наборный паркет и роскошные камины. Камины и дымоходы находятся в рабочем состоянии и в наши дни, но ими не рекомендовано пользоваться из соображений пожарной безопасности. Инженерное оборудование, поставленное из Германии, не только оказалось самым современным для того времени, но и продемонстрировало потрясающую надёжность: при практическом отсутствии техобслуживания трубы прослужили чуть ли не более ста лет.
По домом находились подземелья, состоящие из многих ярусов: к примеру, там располагалось нефтехранилище, обеспечивающее работу электростанции. По слухам, из подвала здания имелись выходы в систему московских подземных ходов.
Из-за дороговизны квартир в доходном доме жили только состоятельные люди: фабриканты, купцы, учёные, представители творческих профессий. В 1909 году в одной из квартир бывал художник Илья Репин, написавший портрет жившего там врача П.А. Лезина. В квартире №85 до революции размещалось правление Футбольной лиги.
После революции в 1920-х гг. часть благоустроенных квартир в доме была предоставлена Моссоветом советской интеллигенции: профессорам, академикам, театральным деятелям. В разное время здесь жили учёные М.И. Авербах, Б.Д. Греков, Н.С. Курнаков, Н.Н. Лузин, И.Е. Тамм, Р.Ф.Геккер, известный математик, автор популярного сборника задач для поступающих в вузы М.И. Сканави, основатель отечественной геохимии А.Е. Ферсман, артист Н.П. Хмелёв, балерина Наталья Бессмертнова.
В 1920-х годах в доме размещались Главное артиллерийское управление Красной Армии, Наркомпрос, возглавляемый А.В.Луначарским (его кабинет располагался на втором этаже), здесь бывали В.И. Ленин и А.М. Горький, о чём сообщают мемориальные доски. Здесь же находилась редакция газеты «Гудок», где работал М.А. Булгаков.
Во время Великой Отечественной войны корпус с башней был передан КГБ, рассматривался вопрос о последующей передаче Комитету всего здания.
В послевоенное время большинство квартир разделили на две или три части либо преобразовали в коммуналки. До сих пор в некоторых квартирах жильцы жалуются на проблемы с коммуникациями, которые проектировались под одну квартиру и после разделения оказываются «запараллеленными».
К началу 1990-х годов население дома превышало 2000 человек, однако после распада СССР начался процесс выкупа и расселения коммуналок, в результате чего части квартир была возвращена первоначальная планировка.
Сейчас дома остаются жилыми, лишь часть помещений занимают офисы и учреждения. В строении 2 расположена поликлиника Российской Академии наук, на её верхнем этаже находится атриум, а во врачебных кабинетах можно увидеть великолепные камины.
Дом отличает не только техническое совершенство, но и уникальные архитектурные решения. Даже апологет конструктивизма – французский архитектор Ле Корбюзье, предлагавший снести весь исторический центр и построить «новую Москву» в конструктивистском духе, считал этот дом единственным, помимо Кремля, достойным сохранения зданием и называл его самым красивым в Москве.
Дом «России» был построен в одной из самых высоких точек Москвы того времени (выше Бородинского холма) и оказался по сути домом-городом, одновременно крепостью и дворцом, невиданным по размаху и красоте.
К сожалению, сейчас здание выглядит иначе, чем столетие назад. Исчезла часть декора, купола и шпили на башнях, утрачен первоначальный красный цвет дома.
Однако до сих пор чуть ли не в каждом выступе здания найдётся необычный архитектурный элемент: здесь есть и загадочные существа в виде летучих мышей и химер, и амуры, и статуи, и маскароны.
В башне с часами сохранился 900-килограммовый колокол с надписью «Домъ страховаго общества Россiя на Срътенскомъ бульваръ 1899-1902 г. Москва завода П.Н.Финляндскаго». В 2007 году часы были оснащены новым электронным механизмом.
Одним словом, этот необычный дом и сегодня является одной из значимых московских достопримечательностей и вполне заслуживает отдельной неторопливой прогулки вокруг квартала.
При подготовке статьи использованы материалы сайтов «Прогулки по Москве», «Женщина Москва», IntoMoscow, «Фотографии прошлого», «Моя Москва», блогов archnadzor.livejournal.com и dedushkin1.livejournal.com, ряд фотографий сделан пресс-службой ЦЭРС ИНЭС.