Модели компетенций эффективного руководителя. Ориентация на результат и управление исполнением. Эффективные коммуникации руководителя, обеспечивающие сотрудничество
Семинар корпоративной программы для ОАО «Русполимет». 17-18 ноября 2014 года, Кулебаки.
В числе затронутых тем:
- Модель эффективного руководителя Д. А. Вэттена, К. С. Камерона. От лидерства «для себя» к преобразующему лидерству для руководителей. Компетенции руководителя в модели жизненного цикла предприятия по И. Адизесу
- Модель руководителя-организатора для работы в условиях российского бизнеса
- Принципы эффективной коммуникации. «Окно Джохари»: как мы видим себя и какими нас видят другие. Ключевые измерения деловой коммуникации: решение проблемы, поддержание баланса власти, построение отношений, достижение гибкости. Эмоциональный интеллект руководителя. Установление контакта. Использование невербальных сигналов при установлении контакта. Управление позой, жестами и голосом. Оценка эмоционального состояния собеседника. Определение и учет психологического типа собеседника (типология Майерс-Бриггс). Управление личной сетью контактов. Аудит личных связей. Типы личных сетей: сети поддержки и сети для сбора информации. Стадии развития доверия в деловых отношениях.
- Уверенность в общении. «Красная», «синяя» и «зеленая» зоны общения. Техника предоставления конструктивной обратной связи. Условия эффективности обратной связи. Соотношение позитивной и негативной информации при обратной связи. Приемы конструктивного реагирования на критику. Как говорить «нет». Переговорные стратегии: сценарная основа, тактика и основы формальной организации переговорного процесса с основными типами заинтересованных сторон
- Эффективность и результативность. Факторы, контролируемые и не контролируемые менеджментом. Система сбалансированных показателей, проектирование бизнес процессов по Остервальдеру. Частный результат и общие результаты
- Двойная обратная связь по Арджирису, самообучающиеся компании. Обсуждение задач и обязанностей сотрудников. Планирование собственной работы и тайм-менеджмент. Целеуказание, SMART. Коммуникации: совещания, встречи, письма, переговоры. Работа с документами
- Решение задач и проблем. Основные ресурсы в бизнесе и их использование. Управление в российских компаниях. Организация как система
- Делегирование. Практический цикл управления персоналом. Постановка бизнес процессов и написание регламентов. Руководитель как начальник, руководитель как подчиненный. Постановка задач подчиненным и подведение итогов. Управление по отклонениям. Проектное управление по Голдратту
О лекторах
- Нестик Тимофей Александрович – эксперт ИНЭС, старший научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН, кандидат философских наук
- Тихонов Дмитрий Николаевич – эксперт ИНЭС, топ-менеджер, бизнес-консультант, кандидат экономических наук
Комментарий Дмитрия Тихонова:
«Говоря о специфике российского управления и менеджмента, можно заметить, что наше управление компаниями в среднем сталкивается с более сильным потоком проблем и неприятностей, чем это происходит в развитых капиталистических странах. Наши собственники и топ-менеджеры хотят планомерности и плавности в бизнесе, а в жизни получают проблемы. Те количественные исследования специфики российского бизнеса, которые я проводил в последние годы, выявили две важнейшие причины такого потока неприятных неожиданностей в российском бизнесе: неисполнительность и непрофессионализм персонала.
В России практически любой контрагент по сделке может создать проблему. Поэтому, когда мы говорим о компаниях и менеджменте в России, кроме планомерного аспекта, мы должны учитывать и влияние потока проблем. Существует целый ряд практических методик по росту исполнительности и профессионализма и построения на их основе эффективного управления. Упомяну лишь об одной такой методике, проверенной в условиях российского бизнеса и показавшей высокие результаты. Это так называемое управление по отклонениям. В данной модели все значительные отклонения фиксируются, по ним производится управляющие воздействия, которые резко снижают возможность повторения таких отклонений».
Публикация газеты «Кировец» №48 (8555) 29 ноября 2014:
Сотрудничество «Русполимета» с ИНЭС имеет долголетнюю историю, но в таком формате группового обучения преподавателями института на базе нашего предприятия оно было организовано впервые. Двухдневное обучение по программе «Эффективный руководитель» прошли 37 руководителей отделов, производств и специалистов дирекций ОАО «Русполимет», большую часть обучающихся составили представители технической дирекции, дирекций по производству и по экономике. Занятия, проходившие в виде интерактивных лекций, с применением тестирования, решения деловых ситуаций, провели преподаватели Института экономических стратегий (ИНЭС, г.Москва) – кандидат экономических наук, топ-менеджер, бизнес-консультант, эксперт ИНЭС Дмитрий Николаевич Тихонов и кандидат философских наук, бизнес-тренер ИНЭС, старший научный сотрудник Института психологии РАН Тимофей Александрович Нестик. Целью тренинга явилось формирование и развитие у специалистов, входящих в кадровый резерв предприятия, управленческих навыков, обеспечивающих эффективное управление на предприятии.
Начальник бюро по термической обработке и спецпроцессам ОГТ В.В.ЕРЕМЕНКО: «Обучение прошло интересно, на очень высоком уровне, мне очень понравилось. В первый день акцент был сделан на психологическое сопровождение деятельности руководителя: нас учили, к примеру, как лучше общаться с подчиненными, как строить межличностные отношения в коллективе на основе взаимопомощи и взаимопонимания, как наладить отношения между отделами и службами, мы изучали различные типы личности с выделением её положительных и отрицательных сторон, на что стоит обратить внимание и что развивать в себе. Во второй день изучали особенности ведения российского бизнеса в современных рыночных условиях, специфику российского менеджмента. Нам были даны рекомендации по методике и проблематике постановки целей, как личных, так и в общем для предприятия, и способы их скорейшего достижения. Для наглядности в обучении использовались видеоматериалы по вопросам организации управления. Понравилось, что в процесс обучения был вовлечен каждый его участник, а также то, что в ходе изучения многих тем мы работали как в одной команде, так и в микрогруппах. Со своей стороны, обучение специалистов кадрового резерва предприятия эффективному менеджменту считаю полезным и предпочтительным».
Начальник БТК БВП О.А.ЛАДЕНКОВА: «Информация в ходе тренинга была донесена до нас очень объемная, излагалась в доступной и понятной форме, очень много нового я для себя узнала и почерпнула. В первый день мы изучали модели компетенций эффективного руководителя, эффективные коммуникации руководителя, обеспечивающие сотрудничество (как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе, как помочь сотрудникам принять перемены, как при проведении изменений учитывать индивидуальные особенности сотрудников и коллеги т.д.). Во второй день обучались построению эффективной организационной работы руководителя: что необходимо для этого, где найти «+» и «-» в работе, как правильно давать задание и обязательно проконтролировать его выполнение (задание + контроль + отчетность – три главных «кита», на которых базируется работа руководителя), знакомились с основными управленческими механизмами. Понравилось, что больший акцент преподаватели сделали на командную работу обучающихся с рассмотрением конкретных деловых ситуаций».
Курс эффективного менеджмента, проведенный преподавателями московского Института экономических стратегий, позволил обучить специалистов, зачисленных в состав кадрового резерва предприятия, новым подходам к эффективному управлению, новым технологиям по принятию нестандартных решений, послужил развитию как их управленческого потенциала, так и менеджмента ОАО «Русполимет» в целом.