Александр Олескин: Сетевая меритократия социума кроме прочего вырабатывает идеологию, понимаемую в самом широком смысле
Сетевые структуры представляют собой междисциплинарное понятие, применимое к разнообразным системам — от звездных скоплений и кристаллов до ансамблей элементарных частиц.
В мире бизнеса сетевые структуры могут функционировать по крайней мере на трех разных уровнях: они могут быть составлены из целых предприятий как узлов или же из частей (отделов, департаментов) одного предприятия; особняком стоят малые коммерческие сетевые предприятия (например, кооперативы), обычно непосредственно составленные из индивидуальных бизнесменов или их небольших групп.
Сети, составленные из целых предприятий (фирм, коммерческих организаций). Распространенная бизнес-стратегия, ведущая к формированию межфирменных (межорганизационных) сетей, состоит в аутсорсинге, то есть заключении контрактов с препоручением определенных родов деятельности другим, независимым, предприятиям; это может означать передачу им права на использование части ресурсов, включая персонал. Благодаря аутсорсингу фирма имеет возможность заниматься основным, самым выигрышным для себя бизнесом, делегируя другим входящим в сеть фирмам некоторые специальные функции и тем самым снижать расходы на наем и обучение специалистов.
Развитие стратегических альянсов между фирмами ведет к формированию системы «распределенного интеллекта» на межфирменном уровне, где хранятся информация и ноу-хау, которыми не владеет в полной мере ни одна из этих фирм. Используя коллективно сохраняемую информацию, стратегический альянс может обучаться/тренироваться как единое целое, адаптируясь к изменчивым, динамичным внешним условиям.
Сетевая меритократия социума кроме прочего вырабатывает идеологию, понимаемую в самом широком смысле. Она дает варианты ответов на волнующие людей «вечные вопросы» о смысле человеческой жизни, о государственном устройстве, о светлом будущем (есть ли оно и как его себе представлять?), об исторической миссии всего человечества (зачем мы существуем на этой планете?) и каждой его части (нации, народности, группы, класса и др.), о принципах межчеловеческих отношений, об отношении к живому, природе в целом и др.
Необходимо отметить, что сетевые структуры, в том числе и входящие в состав гражданского общества, могут защищать специфические интересы определенных групп населения. В частности, это касается самих научных работников как непреложного компонента сетевой меритократии и в то же время слабо защищенной социальной группы. Большинство научно-исследовательских учреждений во всем мире, включая национальные академии наук, имеют жесткий иерархический характер. Маститые ученые, в том числе действительные члены академий наук, находятся на верхней ступени иерархической лестницы.
В этой ситуации сетевые структуры могут защищать права низовых ступеней иерархии, «рабочих лошадок» современной науки — студентов, аспирантов, соискателей, лаборантов, ассистентов и др. Знания и компетентность, а также потенциально инновационные идеи некоторых из них могут быть не менее ценными, чем те, которые в состоянии дать науке академики. Горизонтальные сетевые структуры, где академические звания и должности хотя и признаются, но не обусловливают монопольного доминирования, могут защитить интересы всех тех, на ком лежит основное бремя научных исследований, а также стимулировать их научную карьеру. Такие сети могли бы дать «низовым работникам» науки возможность выражать свое мнение по социально или политически значимым проблемам.
Источник: Журнал «Экономические стратегии»