Дмитрий Рогозин: “Мы к июню этого года отстроим систему контроля за ходом средств в рамках кооперации оборонных предприятий вплоть до четвертого уровня этой кооперации”
На заседании 18 марта 2015 г. в Президиуме РАН на тему поддержки предприятий ОПК в условиях антироссийских санкций вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий российский ОПК, выступил с докладом, тезисы которого приведены ниже.
На совещании также выступили президент РАН В.Е. Фортов, заместитель председателя коллегии ВПК России О.И. Бочкарев и другие. В работе совещания принял участие генеральный директор ИНЭС А.И. Агеев.
По мнению вице-премьера, «санкции носят исключительно политизированный и незаконный характер. Это просто попытка помешать нам делать нашу работу, это попытка сделать так, чтобы жизнь российского народа стала хуже, чтобы остановить промышленный рост, который сегодня генерируется прежде всего оборонно-промышленным комплексом… Санкции носят сугубо политический характер, поэтому они враждебны нашему государству, нашему народу, нашей промышленности. Потому на них должен быть дан должный ответ», — акцентировал вице-премьер.
На фоне санкций Запада в России развернута масштабная программа импортозамещения, в том числе и в секторе ОПК. Как заявил в июле Президент РФ Владимир Путин, страна в состоянии производить все комплектующие ОПК самостоятельно, это обезопасит от рисков, в том числе политических.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий российский ОПК, заявлял, что план по импортозамещению будет выполнен даже в случае снятия санкций с России, поскольку отечественной «оборонке» необходимо быть самодостаточной и конкурентоспособной при любой внешнеполитической обстановке.
Продолжая выступление, Рогозин отметил: «Представьте себе, что перед нами поставлена задача полностью заменить электронно-компонентную базу для всей промышленности. Коллеги, это несерьезно. Это даже американцы не могут себе позволить, при том что их экономика в десять раз больше нашей… Очевидно, что кооперация должна быть», — резюмировал замглавы правительства.
Однако Рогозин не отказался от планов разработки собственной, отечественной ЭКБ: «Основные ключевые элементы мы, конечно, должны производить у себя, особенно то, что касается космической компонентной базы», — заключил он.
«Мы зарабатываем почти полтора десятка миллиардов долларов ежегодно. И вроде бы за счет валютных поступлений мы могли бы компенсировать те экономические утраты, которые мы понесли за счет введения санкций. Однако санкции, которые распространяются на финансовую систему РФ, усугубляют возврат тех денег, которые мы реально заработали за счет продажи вооружения», — сказал Дмитрий Рогозин на совещании по вопросам поддержки ОПК в условиях санкций.
Вице-премьер подчеркнул, что с этой проблемой страна справится, решение ее найдено: «Мы, конечно, нашли способ, как их компенсировать. Мы это сделаем», — отметил Рогозин, не конкретизируя эти меры.
Вице-премьер отметил необходимость внедрения особого порядка финансирования ОПК: «Мы понимаем проблему, с которой мы столкнулись и, учитывая бесспорность наших планов по модернизации вооружений, стали работать над особым порядком финансирования предприятий ОПК, с тем чтобы реализовать в полной мере программу технического перевооружения». Дмитрий Рогозин уточнил, что такого рода технологическая работа с банками будет рассмотрена.
По словам Рогозина, Банк России и Правительство РФ начинают внедрять эту систему. Он не уточнил деталей, однако отметил, что это позволит своевременно модернизировать оборонные предприятия, с тем чтобы в будущем они перевооружили армию.
Вице-премьер отметил, что в свое время с подачи Минфина было принято решение использовать помимо прямого бюджетного финансирования также кредитную схему при выделении денег на модернизацию оборонной промышленности и Вооруженных сил. Власти руководствовались тем, что «нет ничего более святого с финансовой точки зрения, чем исполнение госпрограммы вооружений».
Банкам был гарантирован возврат средств, а промышленность получала «длинные» деньги в долгосрочной перспективе (10–20 лет). «Сейчас мы оказались во многом заложниками этой схемы, потому что враз вдруг выросла ставка рефинансирования, проценты, под которые госбанки готовы ссужать оборонные предприятия, стали совсем иные, — отметил Рогозин. — Это уже не 10%, не 10,75, это уже 20–35%».
Также Рогозин обратил внимание на неэффективность работы ряда предприятий ОПК и их нежелание сокращать издержки. «Сама формула цены сегодня такова, что военная приемка просто акцептует себестоимость продукции оборонных предприятий, но при этом ни заказчик, ни другой участник этой цепочки ценообразования, ни тем более само предприятие не является прямым заинтересантом того, чтобы максимально убирать издержки» — отметил замглавы кабмина.
«Мы к июню этого года отстроим систему контроля за ходом средств в рамках кооперации оборонных предприятий вплоть до четвертого уровня этой кооперации. Контроль будет максимально жесткий — общая координация будет осуществляться коллегией ВПК, мы также привлекаем Федеральную антимонопольную службу. Контролеров достаточно много», — рассказал Рогозин.
По словам вице-премьера, все меры, которые напрашиваются для решения проблем в ОПК, сегодня являются предметом внимательного рассмотрения двух координирующих инстанций — оперативного штаба финансового оздоровления (создан на базе Минпромторга) и межведомственной комиссии по мониторингу финансово-экономического состояния ОПК и исполнения гособоронзаказа (при Минфине). «Мы практически еженедельно на совещаниях, которые я провожу в правительстве, рассматриваем конкретные ситуации по конкретному предприятию», — пояснил он.
Источники: РИА Новости, ТАСС.