Александр Сидорин: Не случайно понятие предупреждающих действий в стандартах на системы менеджмента уходит в историю. В современных условиях на первый план выходит управление организацией на основе мышления «сквозь призму рисков»
В преддверии принятия новой редакции стандарта ISO 9001:2015 можно с уверенностью сказать, что операционный менеджмент в ближайшем будущем будет основываться на двух основных составляющих:
- Планирование и осуществление процессов и любой управленческой деятельности должно включать оценивание рисков. Иными словами для успешного управления менеджер любого уровня руководства организации должен мыслить «сквозь призму рисков», стремясь свести их к нулю или к приемлемому уровню.
- Дополнительным инструментом оценивания деятельности менеджеров становится анализ эффективности результатов их работы. При этом понятие эффективности применимо как к отдельным процессам, так и системе менеджмента в целом. Кроме того, вводится требование по анализу эффективности принятых управленческих решений.
Исходя из сказанного, управление рисками становится неотъемлемой частью повседневной деятельности менеджеров и руководителей организации.
Справедливости ради необходимо заметить, что управлением рисками мы осознанно или интуитивно занимаемся каждый день, как на работе, так и дома. Встали утром, собрались на работу, видим нахмурившееся небо и…, вопреки прогнозу синоптиков, которые дождя не обещали, берем с собой зонт и надеваем непромокаемую обувь, чтобы снизить риск промокания, если вдруг дождь все-таки пойдет.
Теперь же управление рисками встает на системную основу и интегрируется в систему планирования и менеджмента организации в целом. Не случайно понятие предупреждающих действий в стандартах на системы менеджмента уходит в историю. Мышление «сквозь призму рисков» – это и есть суть предупреждающих действий.
Если говорить о второй тенденции в области операционного менеджмента, то оценка эффективности процессов и управленческих решений настойчиво стучалась к нам начиная с 2000 года, когда была принята обновленная версия стандартов ISO серии 9000. С тех пор разговор об эффективности не смолкал ни на минуту, единственное, что не носил обязательного характера в виде требований.
Учитывая сказанное выше становиться понятной метаморфоза, которая происходит в области менеджмента качества уже сегодня. От системы менеджмента качества мы движемся в сторону выстраивания системы качественного менеджмента. То есть главный акцент не на управлении качеством продукции (услуг) с одновременным удовлетворением потребителя, а на выстраивании качественной системы управления организацией в целом с учетом имеющихся рисков и стремлением повысить эффективность своего бизнеса. При этом качество продукции (услуг) и удовлетворенность заинтересованных сторон становиться логическим следствием качественно выстроенной и отлаженной системы менеджмента организации.