На заводе «Нефтемаш» продолжается подготовка кадрового резерва
Неудивительно, что в Саратове, городе с высоким научным потенциалом, большим количеством вузов, вчерашние студенты становятся банковскими работниками, менеджерами по продажам всего, что только можно продавать. Ведь в области сплошь и рядом возводятся торговые центры, открываются новые банки. Несмотря на то, что ежегодно саратовские высшие учебные заведения выпускают специалистов для многих отраслей, заметного промышленно-экономического роста в регионе не наблюдается, нехватка этих профессиональных кадров как никогда ощутима. Связь между вузами и реальностью, наукой и производством отсутствует. Изменить ситуацию пытаются сотрудники завода «Нефтемаш»-САПКОН. На базе предприятия создается Центр молодежного инновационного творчества «ТИР», целью которого является знакомство школьников с основами инженерных знаний, конструирования, создание прототипов и, самое главное, предоставление свободного доступа к высокоточному оборудованию.
С января текущего года начался процесс освоения денег, выделенных по гранту министерства экономики и инвестиционного развития для создания ЦМИТа, открытие которого планируется в мае 2014 года. А пока «Нефтемаш» решает вопросы по закупке необходимого оборудования. Помимо специальных компьютерных программ, в учебном центре будут установлены 3D-принтеры, 3D-сканеры, небольшие настольные фрезерный и токарный станки с числовым программным обеспечением, станок лазерной резки. Планируется, что в полную силу центр заработает в сентябре, но работа со старшеклассниками гуманитарно-экономического лицея и лицея прикладных наук уже началась. В феврале стартовал пилотный образовательный инновационный проект «Нефтемаша» при поддержке института экономических стратегий (Москва) для учащихся средних общеобразовательных учреждений «Стратегии и инновации: от теории к практике». Одна из задач заводского центра – обратить внимание школьников на творческие, созидательные профессии, требующие инженерного мышления. Использование оборудования – лишь часть всего большого проекта. Другая важная составляющая – общение с производственниками, педагогами, со специалистами в области разработок проектов. Организация таких встреч – это отдельная серьезная работа, которая ведется уже не первый год с детьми разного возраста, начиная с дошкольников, во многом за счет сотрудников «Нефтемаша», а также при помощи неравнодушных энтузиастов.
Профессор СГТУ Сергей Бобырев, еще будучи первокурсником, в 1968 году, по счастливой для него случайности был принят в свой же политехнический институт лаборантом. Там он и начал работать с первыми вычислительными машинами размером в целую стену. По его словам, иностранцы создают сложную технику, легкую в управлении. В России же при высоком научном потенциале нет практики производства такого оборудования. Сергей Владимирович на встрече с ребятами предложил им выбрать, в какой стране они хотят жить: в той, где лишь умеют нажимать на кнопки, или там, где создают высокие технологии. Историю промышленности творили не «гламурные» менеджеры и офисные работники, а конструкторы.
– Россия – мощная держава, с которой не могут не считаться во всем мире, но которая не решает бытовых проблем, – продолжил мысль коллеги руководитель инновационно-творческой лаборатории (по авиа– и ракетомоделированию), инженер по аэрокосмической технике, в прошлом имевший доступ к оборонным проектам, Игорь Ениленис. – За рубежом я не встречал товаров российского производства, хотя особое образное, творческое мышление отечественных ученых способствует созданию знаменитых изобретений, в том числе продукта Windows, принадлежащего корпорации Microsoft.
Игорь Станиславович показал 3D-бытовую камеру, насадку для которой, дышащую призму, сделали саратовские старшеклассники еще в 2004 году. По мнению конструктора, ценность не в том, что человек может иметь iPhone, а в способности его изобрести.
Перспективная идея требует практической реализации. Создавать проекты и давать им жизнь – другой навык, который должны приобрести школьники в учебном центре «Нефтемаша».
– Мы обратились к опыту Пензы, где действует несколько учебных центров для школьников. Один из них, подобный нашему, на базе завода «Тяжпромарматура», – рассказывает член Совета директоров ОАО «Нефтемаш»-САПКОН, идейный вдохновитель проекта Светлана Шимчук. – Кроме производственных занятий, ребята посещают лекции. В результате у них складываются команды, в которых распределяются роли. Школьники составляют экономические расчеты, пишут бизнес-планы, создают конструкторскую документацию, выступают перед инвесторами, убеждают их, что идея принесет практическую пользу определенной аудитории и выгоду тем, кто вложит деньги в ее реализацию. Местные типографии поддержали детские проекты по выпуску настольных игр, карты к юбилею города, мебельная фабрика – по созданию встраиваемой мебели и комплекта трансформирующейся мебели – идеального рабочего места для школьника. Чем же мы хуже?
У саратовских ребят уже состоялось несколько тренингов и мастер-классов. Представитель московского института экономических стратегий Вера Смирнова увлекла аудиторию лицеистов интерактивной игрой, во время которой юные изобретатели учились работать в команде. Саратовский фотохудожник Александр Мирошниченко в парке Победы провел мастер-класс, посвященный особенностям художественной и технической съемки. Эксперты по дизайну и разработке брендов агентства «Феномен Медиа» Виктор Тарабрин и Дмитрий Григорьев заинтересовали ребят примерами из истории PR-кампаний, продвижения продуктов на рынке, а также опытом создания собственного предприятия. Студентка МИФИ, лауреат президентской стипендии, сотрудница инжинирингового агентства Екатерина Маркова рассказала ученикам о тонкостях экономических расчетов и обоснований.
В феврале при первой встрече со школьниками (выбрали 10-е классы) перед ними поставили конкретную задачу – создать свой жизнеспособный проект. Желающих поработать на практике было много, но оказалось, что и у учеников невыпускных классов нагрузки предостаточно. Многим из них пришлось делать выбор. В проектах остались самые выносливые, упрямые и целеустремленные. 29 марта состоялся смотр проектов, их предварительная защита. Собрались условные инвесторы, они же члены жюри, которые максимально придирчиво разбирали работу ребят и давали большое количество бесценных советов. У десятиклассников есть время, чтобы доработать свои проекты и представить их в более совершенном виде в мае, на официальной защите.
– Результаты работы ребят превзошли наши ожидания, – с восторгом замечает Светлана Шимчук. – Они продемонстрировали свою самостоятельность уже в выборе идей для проектов, которые рождались из повседневных ситуаций. Мы им ничего не подсказывали. К старшим классам многие дети уже сами решают, где будут продолжать и завершать свое среднее образование. Получается, что в свои специализированные школы ребята добираются с разных концов города. В связи с этим у них возникает транспортная проблема. Так родился проект создания программы отслеживания движения общественного транспорта. Мы думали, что деятельность ребят будет ближе к игре, нежели к действительности, что, возможно, их идеи будут неосуществимы, оторваны от реальности. Но дети серьезно отнеслись к своим задачам. Очень многие взрослые не имеют понятия о том, с чем приходится работать этим мальчишкам и девчонкам. У них поставлена речь, они могут грамотно донести свои мысли до инвесторов. Мы это увидели, и у нас нет другого выхода, как подставить плечо помощи.
Кроме транспортного проекта, была представлена работа по созданию уже запатентованного многоцелевого люминесцентного датчика для диагностики плазмы крови и экологического мониторинга водных сред; многоцелевая самообучающая программа-консультант; проект разработки сайта со списком саратовских и региональных достопримечательностей с QR-кодами (Quick Response) для получения краткой информации и ссылки для более подробного изучения. Суть идеи в том, что на достопримечательности (здания, памятники) вывешивается присваиваемый им код. Закодированная информация может сканироваться с помощью смартфона. Такую идею возможно применить на практике по отношению к современным объектам, допустим, в жилых застраиваемых микрорайонах. Для гостей города программа этих кодов пригодится и в том случае, когда они, например, захотят узнать о местных заведениях общественного питания.
Члены жюри, представители Института экономических стратегий, МИФИ, ОАО «Нефтемаш»-САПКОН, комитета транспорта Саратовской области, ЗАО «Промэлектроника», СГУ, Саратовского государственного музея Боевой славы, Агентства маркетинговых коммуникаций, Саратовского социально-экономического института, филиала РЭУ им. Плеханова бурно обсуждали проекты лицеистов. Ребятам, работающим над идеей сайта со списком достопримечательностей и их кодами, от музея Боевой славы поступило встречное предложение о совместном проекте. Условные инвесторы высказали массу замечаний по презентации работ, говорили о сложностях в реализации проектов, их финансировании, о возможных вариантах продолжения работы по каждому из них. Звучали самые разнообразные и противоречивые мнения взрослых уважаемых людей. Единодушны они были только в одном: работу ребятам надо обязательно продолжать. Во что выльются их идеи, решать самим лицеистам.
– Не бойтесь ошибок, не бойтесь быть непризнанными, – напутствовал своих младших коллег председатель совета директоров ОАО «Нефтемаш»-САПКОН Федор Шимчук. – История знает много примеров, когда изобретатели, в которых не верили их окружающие, становились авторами ноу-хау.
Пытаться объединить и учебный процесс, и практическую работу школьникам пока очень сложно. Для участия в подобном проекте у ребят должна быть мотивация, и поэтому от взрослых требуются методические разработки, четкая организационная деятельность. В дальнейшем сотрудники «Нефтемаша» планируют подключать учеников средних классов.
– Мы благодарны директору гуманитарно-экономического лицея Михаилу Игоревичу Орлову, директору лицея прикладных наук Наталии Викторовне Глущенко, их педагогам, которые поддерживают наш проект, – продолжает Светлана Шимчук. – И Федор Станиславович, и руководители лицеев едины в своем глобальном видении вопроса. Михаил Игоревич заявил, что если школьники будут получать на наших занятиях универсальные знания, то переводные экзамены будет возможно заменить защитой проектов. Это отличный стимул для ребят!
ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 12 (288) от 01.04.2014
Поиски, пробы, ошибки – благородны >>>