ГОЗ, диверсификация и глобальный контекст: оборонщики повысили квалификацию в ИНЭС
В конце ноября 2019 года в Институте экономических стратегий (ИНЭС) прошла курс повышения квалификации очередная группа руководителей и представителей кадрового резерва высокотехнологичных российских компаний.
В рамках дополнительной профессиональной программы «Стратегическое управление» слушатели рассмотрели широкий спектр вопросов, связанных с повышением эффективности компаний посредством преобразований в сфере управления.
Учебная программа составлена таким образом, что у её участников есть возможность рассмотреть работу своей компании на микро- и макроуровне и оценить не только продуктивность тех или иных стратегических решений, но и контекст, в которых они принимаются. Так, курс открылся лекцией академика РАН, члена Коллегии по макроэкономике и интеграции ЕЭК Сергея Глазьева, посвящённой различным аспектам развития отечественной экономики в современном контексте евразийской интеграции.
«Глобальную» часть образовательной программы дополнили, в частности, лекция аналитика Фёдора Яковлева, посвящённая искусственному интеллекту, и тематический блок эксперта Антитеррористического центра СНГ Марианны Кочубей, связанный с вопросами кибергигиены, информационной безопасности и работы с различными источниками информации.
«Прикладной» блок включил в себя занятия по тематике, связанной с проектным управлением, управлением стейкхолдерами, оценкой рисков, в том числе политических, повышением эффективности компаний через динамику уровня менеджмента, нормативно-техническим регулированием в цифровую эпоху применительно к оборонно-промышленному комплексу.
Директор по внешним коммуникациям АО «Росэлектроника» Арсений Брыкин, возглавляющий координационный совет разработчиков и производителей РЭА, ЭКБ и продукции машиностроения при Союзе машиностроителей России, затронул в беседе со слушателями сразу два конгломерата важных для оборонщиков проблем.
Первая часть диалога была посвящена системным проблемам, связанным с диверсификацией ОПК. Эксперт отметил, что исполнение государственного оборонного заказа происходит в своеобразном Зазеркалье, где не работают базовые экономические законы.
К примеру, головной исполнитель вынужден принимать условия государственного заказчика, по факту не имея возможности оспорить ни сроки, ни ценовые параметры заказа. Отказаться от невыгодного контракта или оспорить цену можно разве что гипотетически. Кроме того, после утверждения РКМ (расчётно-калькуляционных материалов – прим. profiok.com) Минобороны риски, связанные с волатильностью валютных рынков, полностью берут на себя предприятия ОПК.
Соответственно, проблемы спускаются «вниз» по цепочке кооперации, при этом каждое предприятие старается распространить кабальные условия на следующий уровень кооперации, а в идеале пытается остаться при этом в выгодном положении, то есть «отжать копеечку» у своих партнёров.
По мнению Брыкина, краеугольная системная проблема в сфере гособоронзаказа связана с формулой ценообразования «20+1%», которая ограничивает рентабельность на собственные затраты предприятия до 20 процентов, а на закупаемые комплектующие – до 1 процента.
Из-за этого подхода к ценообразованию оборонным предприятиям нет никакого смысла снижать себестоимость продукции и уменьшать издержки, чтобы, как это обычно происходит на рынке, делать продукцию дешёвой и качественной. Напротив, экономические службы компаний заняты обоснованием максимально раздутых издержек.
Наконец, оборонные предприятия, как правило, выполняют ещё и социальную функцию и часто являются градообразующими. Это означает, что обанкротить их нельзя, а значит, государство будет стремиться их поддерживать, забирая прибыль и уменьшая объём поддержки тем, кто работает успешно.
Если же успешному предприятию всё-таки удалось получить финансирование по какой-либо из государственных программ, оно вынуждено покупать только то оборудование, которое соответствует конкретной экономической задаче, прописанной в программе, хотя для других задач оно, возможно, и не потребуется. Кстати, в экономике ГОЗ покупка нового оборудования не уменьшает, а увеличивает цену изделия – по крайней мере, на некоторое время, поскольку технику нужно ставить на баланс и платить за неё налоги.
По словам Арсения Брыкина, в регулируемом сегменте рынка, коим является сфера ГОЗ, управленцы, которые имеют опыт работы только в коммерческой среде, обречены на неуспех. А в сфере ГОЗ колоссальное количество людей занято перепиской, совещаниями, «продавливанием» партнёров по цене и «спорами о том, кто пойдёт за кредитом». А после заключения всех соглашений начнётся гонка по исполнению ГОЗ, в которой значение имеют только качество и сроки.
В результате складывается странная культура, посетовал Брыкин. Подвиг высочайшего уровня – подписать с заказчиком дополнение к техзаданию и перенести срок на следующий год. За снижение объёма неустойки, которую предприятие должно выплатить Минобороны, юристы некоторых концернов получают премии.
«Вместо того, чтобы ориентироваться на клиента, на сокращение затрат, на бизнес-интересы, огромная армия талантливых людей тратит свой интеллектуальный потенциал на различные ухищрения», – резюмировал Арсений Брыкин.
Однако объёмы ГОЗ начинают снижаться, и предприятия сталкиваются с необходимостью либо выходить на гражданские рынки, либо находить заказчиков за рубежом. Кроме того, руководством страны поставлена задача по диверсификации. Для этого предприятиям необходимо уметь работать с ценой, с рынком, понимать, как правильно ставить стратегические цели и так далее.
При этом оборонные предприятия умеют производить продукцию с избыточным качеством (требования военной приёмки) и обеспечивать её особые характеристики с точки зрения кибербезопасности. Как правило, эти особенности на рынке никого особенно не интересуют. К тому же цена на продукцию российских оборонных предприятий оказывается непомерно высокой, а снизить её они не могут, иначе возникнут вопросы по цене в рамках ГОЗ.
По мнению Арсения Брыкина, оборонно-промышленный комплекс изначально создавался по принципам мобилизационной экономики. Предполагалось, что в ответственный момент предприятия должны быть готовы произвести изделие под ключ – пусть не самым эффективным образом, но качественно и быстро. Поставленная задача диверсификации заставляет предприятие разрывать шаблон и делать, по сути, противоположные вещи. Здесь оборонщикам может помочь система государственных преференций, считает эксперт.
«Современный высокотехнологичный рынок – это конкуренция не продуктов и не компаний, а систем государственной поддержки тех стран, которые пытаются позиционировать на рынке своих производителей», – подчеркнул Арсений Брыкин, добавив, что в сложившейся ситуации отечественные производители должны иметь преференции от государства, как имеют их производители, скажем, из Китая или США.
Правда, в этой сфере в России пока тоже всё очень непросто. Например, в 2018 году рынок федеральных структур в сегменте вычислительной техники составлял около 100 млрд рублей, из которых отечественные производители сумели заполучить только треть. По словам Брыкина, такие вещи происходят из-за системных проблем в сфере госзакупок. Во-первых, заказчики часто необоснованно завышают требования к закупке или указывают специфические особенности, «заточенные» под конкретного поставщика. Во-вторых, предметом госзакупки часто являются не оборудование, а услуги. К примеру, российская компания Ростелеком становится исполнителем контракта на подключение каких-то населённых пунктов к интернету. Она нанимает исполнителей второго уровня, которые уже не обременены никаким ограничениями и закупают то оборудование, которое им выгодно. И таких уловок существует великое множество.
«Мы находим массу способов выстрелить себе в ногу, – прокомментировал Арсений Брыкин. – Мы одной рукой устанавливаем преференции и боремся с уловками, а другой рукой эти уловки придумываем».
До сих пор ключевым параметром в системе государственных закупок остаётся цена, тогда как стоит подумать и об общественной целесообразности. Если для нужд администрации конкретного города закупка оборудования на треть дороже, чем у зарубежных производителей, даст возможность выжить конкретному предприятию, то это правильное решение, считает Брыкин. По крайней мере, если исходить из здравого смысла.
Экспертный совет Госдумы по промышленности и Союз машиностроителей пытаются урегулировать эти вопросы и обеспечить российским производителям, в том числе оборонным предприятиям, преференции на гражданских рынках. Но на сегодня проблемы существуют, и оборонщикам придётся как-то выживать в этих непростых условиях.
Арсений Брыкин призвал слушателей пересмотреть своё отношение к партнёрству и не пытаться отстаивать интересы своего предприятия за счёт участников кооперации. Сейчас, к сожалению, менеджер, которому удалось надолго задержать выплату партнёру и «прокрутить» за это время деньги, гордится своим мастерством. А тот факт, что поставщик за это время едва не обанкротился, никого не волнует. По мнению Брыкина, от такого подхода нужно отходить.
«Мы зависим и от тех, кто нас снабжает, и от тех, кто у нас покупает, – подчеркнул эксперт. – В этой цепочке все должны быть в плюсе».
Даже вузы, которые сотрудничают с предприятиями, часто относятся к ним как к спонсорам. Проблемы не только в организации и возможностях производства, подчеркнул Брыкин. Проблемы в том числе в головах, и эти проблемы также нужно преодолевать.
Вторая часть лекции Арсения Брыкина касалась подготовки кадров для оборонных предприятий. Эксперт отметил, что работать с потенциальными сотрудниками нужно начинать в самом раннем возрасте – до 12 лет.
Статистика ужасает. Около 80 процентов выпускников школ отказываются от естественно-научных направлений ещё на этапе ЕГЭ, то есть в технические вузы поступают около 20 процентов. Часть из них не заканчивают вуз, кто-то в принципе не собирается работать по специальности, а самые способные, к сожалению, выбирают для работы иностранные компании. Таким образом, до высокотехнологичных российских компаний доходит лишь 5-7 процентов молодых людей, и половина из них уходят из профессии, проработав на производстве год-полтора.
По словам Брыкина, до времён, когда отечественные предприятия смогут удерживать молодых специалистов зарплатой или соцпакетом, ещё очень далеко. Поэтому единственный выход – формировать у детей мечту, и делать это надо в раннем возрасте. Для этого проводится, например, акция «Неделя без турникетов», в рамках которой ребята могут посетить ведущие предприятия своего региона. Даже если они в итоге выберут какой-то другой путь, по крайней мере, они будут осознавать, что в стране есть промышленность, пояснил Арсений Брыкин.
После защиты выпускных проектов слушатели по традиции приняли участие в интеллектуальной игре «Что? Как? Когда? при выполнении государственного заказа». Все участники программы получили удостоверения о повышении квалификации.
В состав учебной группы вошли представители высшего менеджмента и кадрового резерва предприятий ОПК из семи субъектов РФ и Республики Беларусь. Среди них – руководители и сотрудники НПО «Техномаш» (Москва), Смоленского авиазавода, Института реакторных материалов (Свердловская область, г. Заречный), Конструкторского бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова (Тула), ООО «Аллигатор» (Москва), ЗАО «Авиационные технологии и комплексы» (республика Беларусь, г. Минск), концерна «Гранит-Электрон» (Санкт-Петербург), ВТЦ «Баспик» (Владикавказ), ЦНИИ институт автоматики и гидравлики (Москва), ВНИИ радиотехники (Москва), АО «ЭНИКС» (Казань), НИИ «Вектор» (Санкт-Петербург), НПО «Транспорт» (Нижний Новгород), Московского института теплотехники и других компаний.