Александр Агеев: Применяя к мышлению эпитет «интегрированное», мы подразумеваем качественное состояние гармоничного синтеза неких разрозненных частей в едином целом

 

Интегрированное мышление и интегрированная отчетность

Александр АгеевНа самом деле введение категории «интегрированное мышление» в качестве квинтэссенции наиболее продвинутых современных методов управления и отчетности не означает, что именно теории менеджмента принадлежит пальма первенства в открытии и практическом приложении типа мышления, которое можно было бы назвать «интегрированным». Хотя стандартизация, признание «интегрированного мышления» в качестве эталона, идеальной модели ведения бизнеса – достижение именно новейшей управленческой мысли. Но было бы интеллектуальным зазнайством забыть тех великих мыслителей, которые ввели в научный оборот высшую идею интегрированности – ноосферу – В.И. Вернадского и Т. Де Шардена. Теория ноосферы хорошо разработана и в философской, и в естественно-научных школах.  Развитие управленческой мысли в ХХ веке шло от “научного менеджмента” через теории “человеческих отношений” до системного подхода. В этом смысле, выход к интегрированности и в науке, и в управленческой мысли, к пониманию интегрированности и ее операционализации для целей бизнеса и заинтересованных сторон – это серьезная новация последнего времени. По сути, сегодня интегрированное  мышление становится атрибутом моделей делового совершенства. Некоторые понятия стоит пояснить отдельно.

В первую очередь, что такое «мышление», как и с чем оно может быть интегрировано, или каким образом может содержать в себе свойство интегрированности?

В общественных науках «мышление» понимается как высший познавательный психический процесс, основанный на бесконечном процессе отражения и преобразования человеком действительности в некие новые знания. Без мышления невозможно установление связей между явлениями, невозможна осознанная деятельность человека, особенно  в условиях турбулентности.

В обиходе мы интуитивно, но довольно четко характеризуем людей по уровню развития их мышления, оценивая качество некоего сочетания информированности и способности эффективно обрабатывать информацию с выходом на решения, действия, приводящие к наиболее позитивному результату. Пользуясь устоявшимися вербальными выражениями, содержащими такие оценки, мы причисляем того или иного человека к категории «умных», «смекалистых», «посредственных», «недалеких», «глупых» и т.д. Этими характеристиками мы награждаем, даже порой подсознательно, практически каждого, с кем сводит нас судьба – это необходимое для нас действие по выбору партнера, анализу потенциальных рисков или выгод общения, совместной деятельности.

Но есть высший уровень такой оценки, который мы присваиваем очень редкой категории людей, обладающих неким сверхзнанием и предвидением. Таких людей мы называем мудрецами, пророками, оракулами. В чем же их ключевые особенности? Во-первых, их суждения и решения основаны на анализе широкой палитры факторов. Во-вторых, их решения, как правило, направлены на достижение максимально возможного общего блага, то есть они масштабны в своих границах, ориентированы на гармонию природы, людей и мира вещей, мирное развитие и сохранение жизни. В-третьих, их решения ориентированы на достижение стратегических, долгосрочных целей, скрывающихся за достижимым для рядового человека горизонтом планирования. Важен и психологический портрет обладателя таких характеристик. Он спокоен, т.к. для него не существует тревожащих душу тайн. Он нетороплив, т.к. знает, какое единственно верное действие нужно совершить. Он великодушен и добросердечен, т.к. его ум обеспечивает ему предсказуемость потенциального врага, а значит – безопасность. Он непоколебим и тверд, т.к. служит истине, которая в определенной степени константна. Он авторитетен даже для врагов, т.к. каждый понимает редкость этого типа людей в природе и силу синтеза их интеллектуальных и душевных способностей.

К чему  эти рассуждения? К тому, что применяя к мышлению эпитет «интегрированное», мы подразумеваем качественное состояние гармоничного синтеза неких разрозненных частей в едином целом. Поэтому, может быть, немного смело, но мы предполагаем, что именно словом «мудрость» можно было бы отразить глубокий смысл, заложенный в словосочетании «интегрированное мышление».

Растущие в геометрической прогрессии риски, возрастающая конкуренция за ресурсы, гонка технологий, обязывают нас быть уже не просто «умными». Сейчас будет выигрывать тот, кто своей победой способен принести максимальное благо человечеству и природе в максимально возможном масштабе в долгосрочной перспективе. Эта мысль была воспринята и деловым сообществом, разочаровавшимся в узости капиталистического, направленного на служение «золотому тельцу», подхода к ведению бизнеса. Растет количество инвесторов, не желающих вкладывать средства в проекты, несущие в себе только смыслы обогащения. Уменьшаются шансы выживания компаний, стремящихся только к наращиванию собственного финансового капитала. И компаниям, и инвесторам жизнь диктует новое правило – мыслить интегрированно, становиться мудрее, то есть достигать в деловой активности высшей степени гармонии рационального и духовного. А это возможно только тогда, когда в стратегии развития компании и в оценке компании инвесторами вне зависимости от масштаба компании главный акцент ставится на том, насколько сплетены в единый вектор роста экономическая эффективность бизнеса, общественное благополучие, ощущение для счастья членами общества (фирмы, города, страны, мира) и сохранение среды обитания в долгосрочной перспективе.

Комментарий Александра Агеева специально для РРС http://transparency2015.downstream.ru/#/ru/1402

 

 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: