Владимир Рыжов: Главной проблемой сетецентризма является вопрос о целеполагании сетецентричного сообщества
Социум и сейчас остается практически неисследованным океаном сложности. Вызовы современности по причине глобальных изменений в обществе требуют пересмотра старых парадигм управления в смысле принятия решения, исполнения и контроля. Управление сложными системами призывает отказаться от жесткой иерархии подчинения. Управление сложными системами требует координации действий самостоятельных субъектов в реальном времени, их гармоничного взаимодействия с окружением, а также синергии знаний, интуиции и интеллекта участников. Нужны оригинальные идеи и новые подходы к управлению в терминах самоорганизации, хаоса, сложных систем, управления знаниями и коллективного интеллекта. В связи с этими тенденциями в фокусе внимания науки об управлении происходит становление концепции сетецентризма.
Главной проблемой сетецентризма является вопрос о целеполагании сетецентричного сообщества. Различные участники имеют свои личные цели. Однако они могут порождать общие цели и достигать их. Природа самоорганизации интеллектуальных самодостаточных субъектов такова, что они на уровне своей нишевой рациональности по законам функционирования сложных динамических систем с неизбежностью должны коллективно порождать новые целевые установки в виде параметров порядка для всего сообщества и затем участвовать в достижении коллективных целей.
Однако эти новые целевые установки относятся к более высокому уровню рациональности и играют важную роль для всего сообщества в целом.
Таким образом, для создания сетецентричного эффекта самоорганизации в любом сообществе необходимо организовать особые условия для существования «рабочего тела» сообщества, как было показано в модели контура управления второго рода. Это, с одной стороны, самодостаточность и независимость акторов, когда они включены в социально-экономические процессы, обеспечивающие им существование и воспроизводство, а с другой — развитый уровень социализации акторов, в котором проявляется их самоидентификация с сообществом и его группами.
При этом необходим информационный узел (хаб), доступный и понятный всем участникам сообщества, в котором циркулируют «резонирующие» сетецентричные импульсы, способные запускать информационные волны в виде мемов, где также происходят процессы социализации (обмен информацией, координация, управляющие импульсы). Самый сложный вопрос сетецентричного управления, достойный пристального внимания, — это процессы самоидентификации акторов с учетом влияния явных лидеров или под влиянием внешнего воздействия. Отметим, что у лидера имеются три функции — организация, идеология и поддержка статуса лидера, а внешний субъект действует практически незаметно. Кстати, всю эту мозаику необходимо выстраивать с учетом жизненного цикла малых групп и ролей участников в структурах малых групп.
В принципе уже сейчас мы в состоянии понять, в чем будет состоять основная интрига управления сложными системами будущего. Одно дело, когда в социальную материю вмешиваются люди (личности), другое дело, когда мы начинаем использовать умные вещи, различные мультиагентные системы виртуальной реальности и специальные социальные технологии. А теперь представьте себе, что получится, когда все это причудливым образом объединится. Что нам сулит будущий социум, в котором будут уживаться рои роботов (автоматы, дроны, автопилоты и еще невесть что), обитаемая виртуальная реальность, насыщенная ботами, агентами действия и интеллекта, сообщества простых людей (работники, потребители, творческие группы, сфера развлечения, различные военные организации, чиновники и пр.), команды интеллектуального спецназа, вооруженные интеллектуальными и социальными технологиями? Очевидно одно: социальная реальность изменится до неузнаваемости.
После того, как мы осознали существование контуров управления первого и второго рода, возникает понимание, что необходим еще контур управления третьего рода. Что это будет? Скорее всего это регулятор, смотрящий за готовностью к действию, то есть включатель мобилизации. Но это уже другая история.
Источник: Журнал «Экономические стратегии»