Владимир Бауэр, Сергей Сильвестров, Александр Райков: Создание и развитие Отраслевого ситуационного центра обеспечит рост эффективности и качества политических, экономических, социальных и технологических решений в российской космической промышленности
В России на федеральном уровне утверждено порядка 100 документов стратегического планирования, в числе которых указы Президента Российской Федерации, утвержденные 7 мая 2012 г., «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации », «Стратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу». В их контексте формируются государственные программы, включая Государственную программу Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы», создаются технологические платформы.
С целью управления сложными процессами стратегического планирования, поддержки взаимодействия и контроля исполнения стратегических решений в Российской Федерации разрабатывается система распределенных ситуационных центров органов государственной власти, функционирующих по единому регламенту. В этой системе Отраслевой ситуационный центр, работающий в сфере космической деятельности, по всей видимости должен занять весомое место как интеллектуальная, институциональная и технологическая структура для высококачественного управления российским космическим кластером, регулирования сложнейших процессов, которые реализуются в отраслях, связанных с космическими видами деятельности. Актуальность создания такого ситуационного центра обусловлена еще и тем, что отечественная космонавтика лицом к лицу столкнулась со сложными проблемами научно-технического, экономического, социального и институционального характера, причем некоторые из них возникли как следствие общего состояния глобальной экономики.
Создание Отраслевого ситуационного центра космической промышленности позволит:
- поднять результативность деятельности руководства космической промышленности;
- повысить эффективность взаимодействия субъектов космической промышленности между собой и внешними организациями;
- обеспечить эффективность управления реализацией планов космической промышленности за счет повышения оперативности и качества принимаемых управленческих решений;
- снизить трудозатраты на выполняемые вручную операции по сбору, обработке, поиску и представлению данных, а также на подготовку сводной отчетной документации;
- обеспечить более действенный контроль над эффективностью расходования средств федерального, регионального и муниципальных бюджетов, повысить инвестиционную привлекательность объектов инфраструктуры космической промышленности;
- продолжить совершенствование информационного обеспечения системы управления космической промышленности за счет внедрения подсистемы поддержки принятия решений на всех этапах управления;
- обеспечить возможность оптимизации принимаемых решений путем их экспертной оценки и моделирования ситуации в реальном масштабе времени;
- обеспечить активное развитие межрегионального и межгосударственного взаимодействия по различным направлениям в космической сфере деятельности;
- обеспечить интеграцию результатов аналитической обработки данных средствами полиэкранных форм визуализации информации;
- существенно выровнять неоднородность и повысить связанность информационно-коммуникационных инфраструктур космической промышленности с целью обеспечения в полной мере возможности представления руководству оперативной, полной и достоверной информации, необходимой для принятия управленческих решений;
- обеспечить возможность проведения единой научно-технической политики в части оснащения распределенных компонентов отраслевого ситуационного центра программно-техническими средствами с учетом особенностей их эксплуатации и необходимости последующего развития;
- дать возможность конфигурирования оптимальной структуры информационных фондов, основных и вспомогательных программно-технических средств с учетом специфики решаемых задач космической промышленности;
- осуществлять комплексное решение задач обеспечения информационной безопасности космической промышленности.
Создание и развитие Отраслевого ситуационного центра обеспечит рост эффективности и качества политических, экономических, социальных и технологических решений в российской космической промышленности, позволит оперативно анализировать, моделировать, прогнозировать сценарии развития проблемных ситуаций, обеспечит наиболее рациональное применение современных технологий и средств обработки информации, послужит весомым подспорьем улучшения корпоративной культуры в подразделениях и организациях космической промышленности, даст возможность ускорить достижение согласия в командах относительно целей и путей действий.
Источник: Журнал «Экономические стратегии»