Александр Агеев, Евгений Логинов: Необходимо выстраивать коммерческую деятельность «Роскосмоса» как глобального бизнес-проекта, ориентированного не только на формирование рынков чисто космических изделий и услуг, но и на новые стратегические рынки
С учетом имеющих место мировых тенденций можно сделать вывод, что России необходимо сформировать комплексную стратегию космической деятельности как часть глубокой структурной модернизации всего стратегического механизма, осуществляющего или использующего результаты космической деятельности для концентрации ключевых факторов конкурентоспособности российского государства в борьбе за доминирование в стратегических сферах бизнеса в мировой экономике.
В этих условиях необходимы формирование и реализация новой экономической модели развития ракетно-космической отрасли России в стратегических сферах бизнеса мировой экономики. Требуется создать соответствующие организационные механизмы (в гражданской и специальной сферах) и бизнес-модели, позволяющие выйти на лидирующие позиции в мире и нацеленные на реализацию имеющихся у нашей страны реальных и потенциальных преимуществ в ракетно-космической отрасли, а также механизмы государственного и корпоративного управления в этой сфере Принципиально важным здесь является подход к стратегическому позиционированию «Роскосмоса» как «системного интегратора» государственных функций и бизнес-профилей в сфере космической деятельности с широким набором бизнес-моделей полноценного, даже не концерна, а скорее транснационального консорциума. «Роскосмосу» необходимо ориентироваться на предоставление комплексных космических услуг — пакета различных космических бизнес-ресурсов и оказываемых услуг, определяемых набором функциональных видов бизнес-деятельности предприятий и учреждений в составе ракетно-космической отрасли России в рамках технологической цепочки отрасли, гарантирующей как национальную безопасность нашей страны, так и удовлетворение потребностей существующего и перспективного пула заказчиков из России и из-за рубежа.
Ошибочным является распространенный утилитарный управленческий подход к «Роскосмосу» как к ракетной дивизии или армии, предназначенной для решения очень важной, но достаточно узкой группы задач скорее военного (базовый профиль деятельности и приоритетов), чем гражданского (дополнительный профиль деятельности и приоритетов) назначения.
Ракетно-космическая отрасль вообще и «Роскосмос» в частности являются научно-техническим мега-кластером в российской и мировой экономике, формирующим целый бизнес-комплекс, лежащий в основе технологического передела, понимаемого нами как комплекс достаточно широкой группы стратегических видов бизнес-деятельности, которые во многом определяют конкурентоспособность других отраслей и наполняющих отрасли корпоративных групп, а соответственно, массивов добавленной стоимости и прибыли (в том числе пакет имущественных активов и финансовых потоков), служащих скорее рычагом для управления определенным глобализированным контуром бизнес-деятельности, чем непосредственно инструментом получения конкретной прибыли и решения узких проблем технического характера.
Иначе говоря, как стратегический императив предлагается установка на то, что «Роскосмос» — это не сервис-агент, обслуживающий космическими услугами других корпоративных игроков, а центральное ядро корпоративного каркаса — организационной сети, в узлах (ячейках) которой концентрируются массивы добавленной стоимости от бизнесов, чья деятельность прямо / косвенно зависит или может быть поставлена в зависимость от «Роскосмоса».
Фактически «Роскосмос» должен стать своего рода мини правительством группы отраслей и секторов экономики России (а также ряда других стран, пользующихся услугами или состоящих в технической кооперации с «Роскосмосом»).
«Роскосмос» должен стать чем то вроде «космического Газпрома», включив в свои корпоративные цепочки большие и маленькие бизнес-профили как научно-технического, образовательного и производственного характера, так и в сфере услуг связи, мониторинга, обработки информации, финансовых услуг и пр.
Необходимо выстраивать коммерческую деятельность «Роскосмоса » как глобального бизнес-проекта, ориентированного не только на формирование рынков чисто космических изделий и услуг, но и на новые стратегические рынки, которые только складываются и при этом так или иначе связаны с видами бизнес-деятельности, где в начале или середине цепочки (сегмента цепочки) стоит космос.
Эти организационно-экономические механизмы корпоративного управления проектами «Роскосмоса» целесообразно развивать в рамках сетецентрической концепции с выходом на усиление не только вертикальных, но и горизонтальных связей как непосредственно в космической деятельности, так и в особенности в деятельности, напрямую зависящей от космоса. Иначе говоря, необходимо участие российских компаний, находящихся в контуре корпоративного управления «Роскосмоса», в ключевых бизнес-процессах формирования космодетерминированных отраслей национальной экономики в соответствующих странах и секторов мировых рынков как в сфере чисто космической, так и в связанной с ней научно-технической, производственной, финансовой и т.п. бизнес-деятельности, а также в опосредованно зависимых от этих сфер иных видах бизнес-деятельности.
Источник: Журнал «Экономические стратегии»