Александр Агеев, Евгений Логинов, Дионисий Ефремов: Сегодня необходимо создание мощных образовательно-научно-производственных объединений

 

Александр Агеев, Евгений Логинов, Дионисий Ефремов: Сегодня необходимо создание мощных образовательно-научно-производственных объединений

В настоящий период как в мировой, так и в российской экономике меняется характер формирования ключевых факторов конкурентоспособности за счет динамичного развития национальной технологической базы и конкретных наукоемких производств, что требует кардинального изменения подхода к организации научно-технического развития в промышленности России. Назрела необходимость формирования системной организационно-информационной структуры, которая сможет выполнять функции интеллектуально-информационного центра регулирования и стратегического планирования развития экономики, поддержания соответствующей научно-технологической среды путем сетевой концентрации научно-технических связей в ключевых областях знания. По сути — необходимо создать Государственный комитет по научно-технической политике. Стратегическими основаниями формирования такой структуры является ряд тенденций, факторов и организационно-информационных структур, лежащих в основе наиболее эффективных механизмов развития науки и техники в современной мировой экономике.

Сегодня необходимо создание мощных образовательно-научно-производственных объединений, построенных по кластерному типу и тесно связанных с ведущими вузами и научно-исследовательскими институтами на основе объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных, производственных структур в рамках образовательно-научно-производственной сети как инструмента Государственного комитета по научно-технической политике.

Таким образом, предлагается внедрение новой организационной модели в рамках концепции интегрированного управления наукой и техникой Российской Федерации (с трансляцией на механизмы развития Евразийского экономического союза) на основе формирования Государственным комитетом по научно-технической политике организационных объединений (сегментов) образовательно-научно-производственной сети.

В этих условиях в научно-техническом развитии России необходимо ориентироваться на опережение потенциальных конкурентов в ряде качественно новых технологий и построение цепочки «фундаментальная наука → прикладная наука → производство» (с учетом участия образовательной сферы на всех этих этапах) через выделение именно макросистемных инноваций, которые через 15–20 лет сформируют новые рынки с государственной финансовой накачкой НИИ, вузов и промышленных предприятий (создание новых предприятий) именно в сфере генерации и внедрения конечного и ограниченного пула макросистемных инноваций как ядра, определяющего концентрацию добавленной стоимости на будущих мировых рынках или концентрацию (коренное качественное преобладание) ключевых компетенций в сфере науки и техники.

Иначе говоря, требуется трансформация механизмов управления экономическими и организационными процессами в системе научных и производственных проектов бизнеса и госсектора, определяющих темпы научно-технического развития национальной экономики. И делать это надо не на основе конъюнктурных потребностей рынка на современном и близлежащем этапах, а исходя из макростратегических контуров научно-производственного развития с перспективой на 15–20 лет, с опорой на наработанные российской наукой фундаментальные и прикладные разработки, которые через 15–20 лет позволят опередить потенциальных экономических и военных конкурентов на 8–12 лет при производстве, массовом использовании и продаже образцов новой техники.

Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и органами государственного управления должны быть оптимизированы с целью дальнейшего развития научно-технологических заделов как основы модернизации производства путем совершенствования системы планирования, заказа и реализации программ НИОКР с выходом на внедрение, производство, сбыт и дальнейшее сопровождение новых технологических решений. Эти взаимоотношения носят двусторонний характер, обусловленный их активным взаимодействием в пространстве рыночной экономики, которое должно реализовываться на основе государственно-частного партнерства.

Для обеспечения научно-технического прорыва необходима концентрация ученых из университетов и академических институтов на решении фундаментальных проблем, а также повышение качества подготовки молодых специалистов и развитие инженерного комплекса в индустриальном секторе российской экономики. Кроме того, следует существенно расширить специализированный информационно-организационный сервис в рамках организации системно-сетевого управления целевыми программами, осуществлять пошаговый аудит и совершенствовать процессы и процедуры финансирования в научно-технической среде, реализуемые Государственным комитетом по научно-технической политике.

Источник: Журнал «Экономические стратегии»

 

 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: