Борис Кузык: В периоды глобальных технологических сдвигов возникает «окно» возможностей для отстающих стран, появляется шанс вырваться вперед и совершить экономическое чудо
Политика модернизациии развития российской экономики должна исходить из оценки перспектив глобального экономического развития и выявления национальных конкурентных преимуществ, активизация которых способна обеспечить устойчивый и быстрый рост производства на формирующейся сегодня новой волне экономического подъема. Выход из кризиса мировой экономики связан со «штормом» нововведений, прокладывающих дорогу становлению новых технологий.
Кризис закончится через 3–5 лет с перетоком оставшегося после коллапса финансовых пузырей капитала в производства нового технологического уклада.
Именно в подобные периоды глобальных технологических сдвигов возникает «окно» возможностей для отстающих стран, появляется шанс вырваться вперед и совершить экономическое чудо. Для этого необходим инициирующий импульс, позволяющий сконцентрировать ресурсы на перспективных направлениях становления нового технологического уклада.
Необходимая для успешной модернизации стратегия развития заключается в опережающем становлении базисных производств нового технологического уклада и скорейшем выводе российской экономики на связанную с ним новую длинную волну роста. Для этого нужна концентрация ресурсов для создания ядра нового технологического уклада и достижение синергетического эффекта формирования кластеров новых производств, что предполагает согласованность макроэкономической политики с приоритетами долгосрочного технико-экономического развития. Для осуществления такой политики необходимо создание системы стратегического управления, способной выявлять перспективные направления экономического роста, направлять деятельность государственных институтов развития и инструментов экономического регулирования на их реализацию.
Реализация стратегии опережающего развития экономики должна начинаться с развертывания системы стратегического планирования, призванной обеспечить системное использование имеющихся у государства ресурсов для проведения модернизации и новой индустриализации экономики на основе нового технологического уклада. Методология стратегического планирования предусматривает наличие системы долго-, средне- и краткосрочных прогнозов и выбора приоритетов экономического развития, инструментов и механизмов их реализации, включающих систему долгосрочных концепций, среднесрочных программ и планов, институты организации соответствующей деятельности, а также методы контроля и ответственности за достижение поставленных целей.
Система прогнозирования и планирования социально-экономического развития страны и ее регионов должна опираться на общегосударственную правовую базу и содержать единый организационно-правовой механизм взаимодействия органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, институтов развития, научных организаций и корпораций. Этот механизм должен обеспечивать интеграцию интересов и ресурсных возможностей всех заинтересованных сторон при разработке и реализации федеральных и региональных, муниципальных, ведомственных и корпоративных стратегических планов и программ.
С учетом значения системы стратегического планирования и того обстоятельства, что Правительство РФ как центральный орган исполнительной власти загружено текущими задачами и не способно само себе формулировать стратегические цели и контролировать их достижение, предлагается создать «гражданский генштаб» — Государственный комитет по стратегическому планированию (Госкомплан) при Президенте РФ в качестве самостоятельного подразделения Администрации президента численностью до 300 человек.
Альтернативное решение, которое может ускорить запуск системы стратегического планирования: формирование Госкомплана в структуре Правительства РФ на базе ряда департаментов Минэкономразвития, Минфина, Минрегионразвития, отраслевых министерств, отвечающих за стратегическое планирование, с передачей в ведение Госкомплана ряда академических, ведомственных и отраслевых институтов соответствующего профиля. В этом случае председатель Госкомплана должен быть наделен статусом заместителя Председателя Правительства РФ с тем, чтобы иметь возможность давать поручения органам исполнительной власти (в части своих полномочий) и контролировать их исполнение.
Источник: Журнал «Экономические стратегии»