Разработка профстандартов: тише едешь – …

 

Разработка профстандартов: тише едешь – …Как известно, идея разработки профстандартов по международным образцам не приносит предприятиям какой бы то ни было ощутимой пользы уже на протяжении семнадцати лет. С появлением новой структуры – Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям – механизм продолжает буксовать, заставляя задуматься: может быть, что-то не так в самой идее?

Первое заседание Совета прошло месяц назад, 15 мая 2014 года. «Несмотря на некоторые позитивные результаты, говорить о сбалансированном приближении к намеченной цели пока преждевременно», – сразу же признался Президент РСПП Александр Шохин в своём выступлении. И продолжил: «Профессиональные сообщества, которым по замыслу отводилась ключевая роль, у нас пока не стали лидерами в этой работе, отраслевые советы развития квалификаций не сформированы. Эту ситуацию надо исправлять». Далее Председатель Совета, не вспоминая о 140 миллионах рублей, выделенных РСПП в марте с.г. из федерального бюджета как раз в целях привлечения работодателей и профсообществ к разработке профстандартов и системы квалификаций, снова заговорил о финансировании, предложив обратиться к Президенту РФ с просьбой о софинансировании в 2014 и 2015 гг. из средств федерального бюджета деятельности отраслевых и профессиональных советов развития квалификаций в объёме до 10 миллионов рублей в год.

Тематический план заседаний НСПКДеятельность Национального Совета, согласно принятому тематическому плану заседаний на ближайший год, должна идти размеренно и неспешно. Такой подход явно не устроил Президента РФ, вынужденного уделять теме разработки профстандартов и подготовки высококвалифицированных кадров немало времени и внимания и, очевидно, рассчитывающего на измеримые и ощутимые результаты.

Выступая на пленарном заседании XVIII Петербургского международного экономического форума, Владимир Путин в очередной раз попросил бизнес-сообщество «не сбавлять темпа»: «Особое внимание мы намерены уделить подготовке современных кадров, качественному развитию рынка труда. К 2020 году доля высококвалифицированных работников должна составлять не менее трети от числа подготовленных специалистов, занятых на рынке труда… С участием российского бизнеса создан Национальный совет профессиональных квалификаций. За два года Совет должен принять более 800 новых профстандартов, отвечающих требованиям современной экономики. В том числе 400 стандартов должно быть принято уже в текущем году, это очень большая работа. Я хочу ещё раз обратиться к нашим коллегам из бизнес-сообщества – не сбавляйте темпа. Именно на основе этих стандартов будут формироваться современные программы в системе профессионального образования и квалификационные требования к специалистам».

«Не сбавлять темпа» – задача как раз решаемая, и министр труда Максим Топилин на совещании с Президентом 11 июня 2014 года подтвердил, что сроки разработки стандартов будут выдержаны. Не пострадает ли при таком подходе качество разрабатываемых документов? Не будет ли забыта конечная цель, ради которой ведётся разработка? Будут ли учтены запросы конечных потребителей этого продукта – предприятий?

Ведь подготовка 800 профстандартов – не самоцель, решение этой задачи должно помочь предприятиям решить наболевшую кадровую проблему и сконцентрироваться на производственных вопросах, то есть работать на рост отечественной экономики. А чтобы получившиеся в итоге профстандарты не стали очередным грузом, тянущим ко дну и так с трудом выживающие компании, а превратились в реально работающий инструмент, нужна сбалансированная и продуманная государственная политика, начинающаяся с одновременного и согласованного планирования развития отраслей и регионов, включая загрузку предприятий госсектора. Нужна проработка связи образовательных программ с потребностями предприятий, необходимо включение механизмов аттестации учебных заведений, возможность унификации стандартов по сквозным специальностям, относящимся к разным отраслям промышленности.

Может быть, стоит, наоборот, остановиться и проанализировать происходящее? Мертворожденному младенцу бесполезно делать искусственное дыхание, даже с использованием модных зарубежных методик. Если проект не находит реального воплощения на протяжении стольких лет и после стольких попыток – по всей видимости, он нуждается в детальном пересмотре. Возможно, для решения текущих проблем предприятий, для корректировки образовательных программ достаточно было бы модификации существующей системы ЕТКС?

А тем временем множатся и проходят многоуровневую процедуру утверждения документы, имеющие мало общего с реалиями отечественных предприятий и образовательных учреждений, осваиваются бюджетные средства, мелькают цифры в заголовках новостей, регионы бодро рапортуют о проделанной работе. Главное – не сбавлять темпа! Впрочем, виноватые известны заранее: если что-то опять пойдёт не так, виноватыми окажутся всё те же предприятия, страдающие от нехватки кадров, пресловутое бизнес-сообщество, на низкую активность которого стабильно жалуется уже не одно поколение ответственных за разработку профстандартов.

Изучение кадровых потребностей предприятий Калужской областиПри подготовке этого материала мы изучили сайт администрациифлагманского региона – Калужской области. Оказалось, что данные о прогнозной потребности предприятий региона в кадрах собираются вручную и едва ли не вручную же обрабатываются, образуя доступную для скачивания таблицу MS Excel из 7000 строк. Из итоговой таблицы видно, что компании не в состоянии сами адекватно оценить свои потребности в среднесрочной перспективе, а администрация области не очень представляет себе, что делать дальше с полученными данными.

Изучение кадровых потребностей предприятий Калужской областиНеизвестно, какой из вариантов в конечном счёте окажется менее болезненным для предприятий региона – формальное ведение администрацией никому не нужной сводной таблицы «для галочки» или разработка региональной стратегии подготовки кадров на несколько лет, опирающейся на данные сомнительной степени достоверности. Конечно, не каждому предприятию под силу грамотно просчитать перспективы и оценить долгосрочные риски, в т.ч. макроэкономические. Но разве не должны подобные задачи решаться централизованно – хотя бы в масштабах региона? Разве не подобного рода исследования – задача многочисленных профильных рабочих групп и объединений, плодящихся при госструктурах и ведомствах? Разве не пора вычленить проблемы, решение которых должно идти «сверху вниз» и никак иначе – от глобальных решений в масштабе страны до детальной проработки на местах?

Прошедшая 29 мая 2014 года встреча руководителей кадровых служб предприятийпоказала, что отечественные компании озабочены не столько темпом разработки профстандартов, сколько содержанием и механизмами этого процесса. Российские работодатели уверены, что утверждённые профстандарты устареют раньше, чем на предприятия попадут кадры, подготовленные по программам, разработанным на их основе, что в стране, по сути, нет отраслевой статистики по потребностям в кадрах, не говоря уже о серьёзных прогнозных исследованиях, что в учебных заведениях нет преподавателей, готовых преподавать по новым образовательным программам… Из уст представителей компаний в явном виде звучала мысль о том, что в текущем ходе разработки профстандартов слишком много поспешности, непродуманности, несогласованности, что стоит остановиться и подумать, в каком виде продолжать её дальше…

Владимир ПутинНа совещании с членами Правительства РФ 11 июня 2014 годаВладимир Путин сообщил, что в конце июня проведёт совещание с коллегами из Национального совета по профессиональным квалификациям, снова выразил недовольство темпами работы, но, тем не менее, впервые заговорил о пересмотре сроков разработки профессиональных стандартов: «Эта работа идет не так быстро, как нам хотелось бы, не теми темпами. Ряд положений, которые были разработаны соответствующим министерством, не были приняты профессиональным сообществом, я знаю, что пришлось дорабатывать. Я согласен с тем, что можно сдвинуть принятие всех 800 квалификаций на более поздний срок. Но чтобы всё-таки работа шла в положительном ключе, нам нужно предпринимать дополнительные усилия».

Хочется надеяться, что на июньском совещании у Президента и его советников хватит мудрости, а у членов Национального Совета – мужества признать, что разработка профстандартов в очередной раз зашла в тупик. «Дополнительные усилия» в такой ситуации стоит направить не на «наращивание темпа», а на вдумчивую разработку последовательной и сбалансированной государственной политики, затрагивающей все отрасли экономики, основанной на активном и эффективном взаимодействии ответственных ведомств и структур и участии бизнес-сообщества.

P.S. Пока российские ведомства отлаживают процедуры взаимодействия, а вновь создаваемые структуры погружены в создание «планов разработки планов» и освоение бюджетных средств, опираться стране приходится не на свежеподготовленные кадры, а на… пенсионеров. В опубликованном 28 мая 2014 годаежегодном докладе Минтруда России о социально-экономическом положении пожилых людей говорится: «В условиях дефицита квалифицированных рабочих кадров и отсутствия достаточного притока молодежи на промышленные предприятия в регионах в последнее время активизировалась организация внутрифирменного профессионального обучения работников предпенсионного и пенсионного возраста для продолжения трудовой деятельности на имеющихся, а также на вновь образуемых рабочих местах». Согласно приведённым данным, уровень занятости среди пожилых граждан сейчас достиг 30% и продолжает расти год от года.

 

http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=1824

 

 

 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: