Развитие Арктики получило стратегическую подпись

 

Российская Арктика наконец получила стратегию собственного развития: документ, для подготовки которого чиновникам понадобилось четыре года, вчера подписал Владимир Путин. Принятие стратегии должно открыть путь для создания арктической зоны со специальным регулированием. Тем не менее до конкретных мероприятий дело не дойдет как минимум еще год — поскольку границы российской Арктики законодательно не определены, разработка профильной госпрограммы еще не началась и объем ее финансирования неизвестен.

Необходимость создания стратегии развития арктической зоны до 2020 года была предусмотрена еще “Основами госполитики в Арктике на период до 2020 года”, утвержденными в 2008 году Дмитрием Медведевым. Разработка документа велась неспешно — только в мае 2012 года он вышел из правительства и был направлен в администрацию президента, которая в сентябре согласовала его, внеся небольшие изменения. Хотя финальный вариант стратегии, по данным “Ъ”, практически не отличается от сентябрьского, документ готовился в подписанию в спешке. Во всяком случае, даже в выложенном на сайте правительства тексте за подписью Владимира Путина не удалены некоторые повторяющиеся фразы.

Затягивание подписания стратегии в 2012 году и последовавшая спешка, вероятно, связаны со сменой руководства Минрегиона, который должен на основе этого документа разработать профильную госпрограмму. До самого последнего времени Минрегион собирался финансировать проекты в арктической зоне не через отдельную госпрограмму, а по разделу своей основной госпрограммы “Региональная политика и федеративные отношения до 2020 года”. Такой подход формально противоречил “Основам госполитики в Арктике..” — в последний момент министерство исключило арктическую тему из ключевой программы по региональной политике.

При этом Минрегион даже технически не мог разработать отдельную госпрограмму по Арктике до утверждения соответствующей стратегии, нет этого документа и в утвержденном перечне госпрограмм. Все это, впрочем, нисколько не помешало главе Минэкономики Андрею Белоусову на последнем заседании правительства, где региональная госпрограмма Минрегиона была разгромлена совместными усилиями премьера, вице-премьера, министра и двух губернаторов, попенять Игорю Слюняеву именно на недостаточное внимание к Арктике (см. “Ъ” от 18 февраля).

С точки зрения содержания стратегия более полно раскрывает принципы, заложенные еще в “Основах госполитики…”. Выполнение положений стратегии предусматривается в два этапа, в частности, во время первого этапа, который продлится до 2015 года, должна быть сформирована госпрограмма и усовершенствована нормативно-правовая база. “В целом документ хороший, системный, и он создает механизм для дальнейших действий,— полагает Александр Багин из ВШЭ.— Но для реализации стратегии необходимо решить три основные задачи: определить границы арктической зоны, создать госпрограмму и обеспечить включение вопросов стратегии в другие госпрограммы, а также в программы ведомств и регионов”.

Напомним, пока границы арктической зоны законодательно не определены: Минрегион представил проект соответствующего закона в конце января (см. “Ъ” от 28 января). “Мы рассчитываем в мае внести законопроект в правительство, а в июле передать в Госдуму”,— рассказала вчера “Ъ” глава пресс-службы министерства Мария Сафронова. Пока что документ 8 февраля в первый раз рассматривала межведомственная рабочая группа, ее следующее заседание запланировано на первую половину марта. В Минрегионе подчеркнули, что приступать к разработке госпрограммы по развитию арктической зоны “целесообразно после принятия закона о составе арктической зоны и определения основных принципов финансирования”. Судя по скорости принятия предыдущих документов по арктической зоне, предположение о том, что профильная госпрограмма заработает с 2014 года, выглядит весьма оптимистичным.

Юрий Барсуков

http://www.kommersant.ru/doc/2131966?fp=

 

 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: