Преодолевая монополию столиц
Не надо обучать управлению инновациям, надо готовить инновационно мыслящих и действующих руководителей. Те, кто не поднимется над классическими подходами, будут готовить руководителей вчерашнего дня. А.И. Агеев в газете «Известия» 30 июля 2011 года. |
«Известия» – Преодолевая монополию столиц
Центр бизнес-образования неизбежно сместится в регионы
Александр АГЕЕВ, директор-ректор Научно-исследовательского института экономических стратегий, заведующий кафедрой Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, д.э.н., профессор.
Не удивительно, что сегодня центры бизнес-образования сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Какой ни возьмете рейтинг, в нем – преимущественно бизнес-школы Москвы и северной столицы. Иногда, ближе к последней части списка мелькают Нижний Новгород, Казань, Томск, Пермь, Самара, Саратов, Екатеринбург, Краснодар… Но любые рейтинги реальную картину отражают лишь отчасти. Практически во всех государственных и негосударственных ВУЗах действуют факультеты, кафедры, центры с уклоном в бизнес и экономику. Здесь та же картина, что рисовала жизнь совсем недавно в торговле – гиперсуперминимаркеты…
Был институт исключительно аграрный, теперь – обязательно в нем преподается что-то международное, правовое и очень деловое… Хотя существует довольно громоздкая система лицензирования, аккредитации и сертификации, частично повышающая порог входа в эту сферу, судить о реальном качестве преподавания в этой сети — пока невозможно. Хотя догадки вполне очевидны.
Господство же столичного бизнес-образования легко объяснимо. Здесь сосредоточены основные научные, экспертные, финансовые, административные и карьерные ресурсы, международные связи. И вектор интеллектуальной миграции тоже направлен в основном столицу или минуя ее — в Европу и США.
Однако каждый, кто посещает регионы, не может не обратить внимание, что там подрастает новое поколение и преподавателей, и обучающихся. Что качество образования там неумолимо наливается свежестью и силой. И можно уверенно прогнозировать, столичная монополия в бизнес-образовании в ближайшие 5-10 лет заметно ослабнет. На это работает несколько важных сил.
Во-первых, вступление России в ВТО и ОЭСР приведет к росту стратегического потенциала регионов, муниципальных образований, децентрализации финансовых потоков. Стандарты ведения бизнеса будут приобретать все более международный характер. А главное – в ближайшие годы произойдет едва ли не полное обновление контента и кадров бизнес-образования. И в этой бизнес-революции преимущества Москвы и Санкт-Петербурга отнюдь не гарантированы.
Во-вторых, развитие интернета, телекоммуникаций делает доступным многое из того, что раньше и сейчас имеет лейбл «столичное». Речь не столько о дистанционном образовании, сколько о том, что глобальный коллективный интеллект открыт всем. Доступ к секретам бизнеса упрощается.
В-третьих, столичные ВУЗы и бизнес-школы уже сейчас стремятся к региональной экспансии, проводя выездные семинары, создавая филиалы. В филиалах, кстати, тоже вводятся единые стандарты экономического и делового образования. Можно привести пример НИЯУ МИФИ, который давно имеет филиалы почти в 30 регионах.
В-четвертых, рост количества выпускников бизнес-школ, неуклонное накопление педагогического опыта, экспертных ресурсов на местах в конечном счете сдетонируют появление заточенных под специфику хозяйственной деятельности региональных научно-образовательных и консалтинговых, инновационных кластеров. Существенную роль сыграет наличие собственных научных школ в Казани, Томске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и других городах, которые, переняв передовой опыт у столичных и зарубежных коллег, несомненно, выйдут на рынок со вполне конкурентоспособной образовательной продукцией.
В-пятых, к 2020 году вдвое или втрое увеличится доля малого бизнеса в ВВП. Это означает появление миллионов новых предприятий. Малому бизнесу будет выгоднее развивать приближенные к нему услуги делового образования. Соответственно произойдет смещение акцента с подготовки управленцев для крупных предприятий (они являются сегодня едва ли не основными клиентами бизнес-школ) на повышение компетентности руководителей менее масштабных бизнес-структур. С другой стороны возможности включения в глобальную экономическую систему незначительных по величине предприятий объективно сформируют у их руководителей потребность в личностном росте, осовременивании своего сознания, освоении новейших образовательных ресурсов, в том числе новейших фундаментальных достижении науки.
P.S. Редкий руководитель бизнес-школы не согласится с тем, что сейчас требуются новые подходы к подготовке руководителей бизнеса, но «поймать волну» удается далеко не всем. Мода на диплом МВА сменяется стремлением к знаниям и компетенциям. Требуется не столько знание набора классических бизнес-инструментов, сколько умение их разрабатывать самостоятельно, отвечая на вызовы внешней среды и собственной эволюции. Сегодня не надо на лекциях обучать стратегическому менеджменту, а надо дать среду для саморазвития стратегичных управленцев.
Не надо обучать управлению инновациям, надо готовить инновационно мыслящих и действующих руководителей. Те, кто не поднимется над классическими подходами, будут готовить руководителей вчерашнего дня. А мир в ускоряющемся темпе развития на фоне турбулентности требует лидеров завтрашнего дня, способных это завтра проектировать и создавать, находить и развивать таланты, формировать их них команды, гармонизировать себялюбивые мотивы достижений и успеха с таинствами
солидарности и социальной ответственности.