Лекция протоиерея Всеволода Чаплина
15 марта 2011 года в рамках проекта Клуба православных предпринимателей по укреплению духовно-нравственных основ деловой активности состоялся семинар «Социальная ответственность как основа стратегической конкурентоспособности» для представителей государственных структур, руководителей и собственников бизнеса.
Среди выступавших на семинаре был председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, председатель Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси протоиерей Всеволод Чаплин.
В своем выступлении на тему “Духовные традиции российского предпринимательства и современность” протоиерей Всеволод Чаплин выразил убежденность, что ряд ценностей православной традиции сегодня могут быть оформлены в практические рекомендации и предложены российским и мировым экономическим акторам для преодоления этического и идейного тупика современной глобальной экономики, ставшего причиной до сих пор не преодоленного кризиса.
Среди таких ценностей выступавший назвал: самоограничение и умеренность в потреблении, известные также в русском языке под словом «достаток»; социальную ответственность, подразумевающую не только формальное предоставление социальных благ, но и заботу о духовном и психологическом состоянии работников; поддержку общественной и хозяйственной активности простых людей и их волеизъявления; твердую связь между трудом и деньгами, финансовой экономикой и экономикой товаров и услуг.
«Убежден, – сказал отец Всеволод, – что распространение упомянутых ценностей, их применение в бизнесе способно изменить экономическую политику в России и в мире. Именно этих ценностей в данной сфере остро не хватает, именно их отсутствие еще не раз может привести к кризисам. Сейчас наверняка рождаются сценарии преодоления глобальных экономических противоречий через ситуации, которые, как говорится, «все спишут». Но есть и другой путь, мирный и конструктивный. И он – в коренных нравственных, ценностных переменах, в признании того, что человек выше прибыли, а нравственность выше выгоды, хотя без нравственности любая выгода бывает эфемерной».