Александр Агеев, Елисеева Екатерина, Евгений Костылев: Позиционирование Российской Федерации как «социального государства» является конституционной нормой

 

Александр Агеев, Елисеева Екатерина, Евгений Костылев: Позиционирование Российской Федерации как «социального государства» является конституционной нормой

В настоящее время позиционирование Российской Федерации как «социального государства» является конституционной нормой. Соответствует ли это утверждение, закрепленное к тому же в Основном законе, практике государственного бюджетного регулирования? Увы, на этот вопрос нет однозначного ответа. Если отбросить стандартные формулировки этой нормы, то ее суть сводится к политике перераспределения общественного богатства в пользу стабильности и развития социальной сферы в ущерб государственным инвестициям в экономику и на поддержание внутренней и внешней безопасности страны.

В идеале социальное государство может существовать только в условиях стабильного развития экономики при минимуме внешних и внутренних угроз.

Но такой роскоши Россия не могла себе позволить за всю историю, в том числе и сегодня. Напротив, риски лишь возрастают, и потому особое внимание теперь уделяется социальной сфере как некоему залогу жизнеспособности государства.

Последний десяток лет около половины расходов бюджетов всех уровней в России приходится на социальные нужды. Темпы их опережающего роста не снижались даже в условиях финансового кризиса 2008 г., когда во всех экономически развитых странах наблюдалось урезание социальных расходов. Российское государство тогда твердо следовало обязательствам перед населением, несмотря на сокращение налоговых поступлений в доходную часть бюджета.

Фокус здесь прост. Наверное, такая социально ориентированная бюджетная политика современной России имеет прочные исторические корни народосбережения. Но в данном случае больше прагматики, чем государственного патернализма.

В то же время, как следует из данных расчета интегральных показателей социального потенциала субъектов РФ, определяемых на основе методологии многофакторной модели «Стратегическая матрица», развитие социальных условий жизни нельзя назвать равномерным. Хорошие данные наблюдаются в тех трех из девяти факторов, которые непосредственно связаны с оживлением экономического роста в стране — это факторы «Занятость», «Жилищные условия » и «Преступность». Понятно, что увеличение занятости в экономике автоматически сужает социальную базу преступности. А накачка экономики денежными ресурсами ведет к строительному буму и, как следствие, к улучшению жилищных условий. Неплохие экологические условия проживания следует отнести к специфике нашей страны, обладающей огромной территорией и естественными природными богатствами.

Относительная слабость социального потенциала наблюдается по тем факторам, которые требуют долгосрочных финансовых вложений. В целом эти оценки соответствуют статистике ОЭСР. Прежде всего здесь следует отметить остающийся крайне низким уровень жизни населения, развития социальной инфраструктуры, образования и здравоохранения.

В результате в России сохраняется весьма сложная демографическая ситуация, несмотря на естественный и миграционный прирост населения.

В каждом из федеральных округов есть своя специфика. Например, Северо-Кавказский округ лидирует по фактору «Здоровье», но одновременно значительно отстает от всех остальных округов по занятости. В целом же общероссийская логика распределения значений девяти факторов подтверждается и в окружном разрезе.

Стоит заметить, что интегральные показатели округов по всем девяти факторам ухудшаются по мере отдаления от центра России. Наименьшие значения имеют Северо-Кавказский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Наилучшими интегральными показателями социального потенциала обладают Центральный, Северо-Западный и Приволжский федеральные округа.

Источник: Журнал «Экономические стратегии»

 

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
  • Print

Резолюция

Зиборов В.А. “Экономическая галерея новой экономики”



Тихонов Д. Н. “Эффективное бизнес образование”



Тихонов Д. Н. “Эффективный менеджмент”



Пелехатый М. М. “Фокусы языка”



Зорин И.Ю. «Мастер класс по самообороне для офисных работников»



Виноградов Б.А. «Компетенции руководителя в сфере финансового контроля»



Пелехатый М.М. «Техники и технологии НЛП в переговорах»



Фурта С.Д. «Управление проектами»



Чушкин В.И. «Бизнес-аспекты евразийского интеграционного процесса»