Александр Агеев, Евгений Логинов, Дионисий Ефремов: Сегодня необходимо создание мощных образовательно-научно-производственных объединений

 

Александр Агеев, Евгений Логинов, Дионисий Ефремов: Сегодня необходимо создание мощных образовательно-научно-производственных объединений

В настоящий период как в мировой, так и в российской экономике меняется характер формирования ключевых факторов конкурентоспособности за счет динамичного развития национальной технологической базы и конкретных наукоемких производств, что требует кардинального изменения подхода к организации научно-технического развития в промышленности России. Назрела необходимость формирования системной организационно-информационной структуры, которая сможет выполнять функции интеллектуально-информационного центра регулирования и стратегического планирования развития экономики, поддержания соответствующей научно-технологической среды путем сетевой концентрации научно-технических связей в ключевых областях знания. По сути — необходимо создать Государственный комитет по научно-технической политике. Стратегическими основаниями формирования такой структуры является ряд тенденций, факторов и организационно-информационных структур, лежащих в основе наиболее эффективных механизмов развития науки и техники в современной мировой экономике.

Сегодня необходимо создание мощных образовательно-научно-производственных объединений, построенных по кластерному типу и тесно связанных с ведущими вузами и научно-исследовательскими институтами на основе объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных, производственных структур в рамках образовательно-научно-производственной сети как инструмента Государственного комитета по научно-технической политике.

Таким образом, предлагается внедрение новой организационной модели в рамках концепции интегрированного управления наукой и техникой Российской Федерации (с трансляцией на механизмы развития Евразийского экономического союза) на основе формирования Государственным комитетом по научно-технической политике организационных объединений (сегментов) образовательно-научно-производственной сети.

В этих условиях в научно-техническом развитии России необходимо ориентироваться на опережение потенциальных конкурентов в ряде качественно новых технологий и построение цепочки «фундаментальная наука → прикладная наука → производство» (с учетом участия образовательной сферы на всех этих этапах) через выделение именно макросистемных инноваций, которые через 15–20 лет сформируют новые рынки с государственной финансовой накачкой НИИ, вузов и промышленных предприятий (создание новых предприятий) именно в сфере генерации и внедрения конечного и ограниченного пула макросистемных инноваций как ядра, определяющего концентрацию добавленной стоимости на будущих мировых рынках или концентрацию (коренное качественное преобладание) ключевых компетенций в сфере науки и техники.

Иначе говоря, требуется трансформация механизмов управления экономическими и организационными процессами в системе научных и производственных проектов бизнеса и госсектора, определяющих темпы научно-технического развития национальной экономики. И делать это надо не на основе конъюнктурных потребностей рынка на современном и близлежащем этапах, а исходя из макростратегических контуров научно-производственного развития с перспективой на 15–20 лет, с опорой на наработанные российской наукой фундаментальные и прикладные разработки, которые через 15–20 лет позволят опередить потенциальных экономических и военных конкурентов на 8–12 лет при производстве, массовом использовании и продаже образцов новой техники.

Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и органами государственного управления должны быть оптимизированы с целью дальнейшего развития научно-технологических заделов как основы модернизации производства путем совершенствования системы планирования, заказа и реализации программ НИОКР с выходом на внедрение, производство, сбыт и дальнейшее сопровождение новых технологических решений. Эти взаимоотношения носят двусторонний характер, обусловленный их активным взаимодействием в пространстве рыночной экономики, которое должно реализовываться на основе государственно-частного партнерства.

Для обеспечения научно-технического прорыва необходима концентрация ученых из университетов и академических институтов на решении фундаментальных проблем, а также повышение качества подготовки молодых специалистов и развитие инженерного комплекса в индустриальном секторе российской экономики. Кроме того, следует существенно расширить специализированный информационно-организационный сервис в рамках организации системно-сетевого управления целевыми программами, осуществлять пошаговый аудит и совершенствовать процессы и процедуры финансирования в научно-технической среде, реализуемые Государственным комитетом по научно-технической политике.

Источник: Журнал «Экономические стратегии»

 

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
  • Print

Резолюция

Зиборов В.А. “Экономическая галерея новой экономики”



Тихонов Д. Н. “Эффективное бизнес образование”



Тихонов Д. Н. “Эффективный менеджмент”



Пелехатый М. М. “Фокусы языка”



Зорин И.Ю. «Мастер класс по самообороне для офисных работников»



Виноградов Б.А. «Компетенции руководителя в сфере финансового контроля»



Пелехатый М.М. «Техники и технологии НЛП в переговорах»



Фурта С.Д. «Управление проектами»



Чушкин В.И. «Бизнес-аспекты евразийского интеграционного процесса»