Владимир Фортов: «Нельзя перейти черту, за которой невозможен компромисс»

 

В главном здании Российской академии наук открылось внеочередное Общее собрание РАН, на котором обсуждается проект закона о реорганизации государственных академий. Требование созвать чрезвычайное общее собрание содержалось во многих заявлениях и открытых письмах сотрудников академии с самого момента объявления о реформе госакадемий. Ученые предложили множество поправок к законопроекту, и на внеочередном собрании президент РАН Владимир Фортов подытожил, какие изменения предлагает внести академия в проект, уже принятый Госдумой во втором чтении.

Речь, прежде всего, идет о том, что РАН не будет ликвидирована и превращена в клуб ученых, а останется исследовательской организацией. Создаваемое Агентство не будет управлять наукой, а будет заниматься только имуществом государственных академий. Фортов напомнил коллегам, что эти основные предложения Академии поддержаны президентом России.

«В новом варианте РАН не ликвидируется, сохраняется преемственность, — заявил президент РАН. ― Академия наук остается исследовательской организацией. Агентство управляет только имуществом. Это ключевая позиция. В новом варианте будет сложная процедура объединения академий, которая продлится три года. Но при этом агентство не будет «Оборонсервисом»… Имущество, которое так беспокоит наших оппонентов, — это имущество трех академий, которое управляется Федеральным агентством. Это трудный вопрос — объединить три академии в одну. У нас есть с вами три года, чтобы по этому вопросу найти оптимальное решение. Работа по закону предполагала много работы с исполнительной властью. Мы, как правило, находим понимание и поддержку этих людей. И число наших сторонников постоянно растет».

Вопросам об имуществе, находящемся в управлении Академии, авторы реформы уделили много внимания, и ученые поддержали эту тему на собрании. Глава Сибирского отделения РАН Александр Асеев считает, что РАН нуждается в создании системы перераспределения площадей между институтами, чтобы не заставлять институты снимать помещения «снаружи». Выступая на собрании, Асеев отметил, что в академии сдается не более 5% площадей.

Владимир Фортов, президент РАН: «Мы должны наметить траекторию, по которой мы будем двигаться вперед. Я убежден, что это собрание будет важнейшим этапом борьбы, которую ведет Академия и все ученые нашей страны против попыток бюрократов разрушить нашу Академию и построить бюрократическую модель управления наукой в нашей стране. Модель, которую нам предлагают, как свидетельствует международный опыт, оказывается бесперспективной и ведет к разрушению науки и научных коллективов».

Юрий Осипов, академик РАН: «Результат обсуждения поправок к законопроекту о реформе у президента страны, который состоялся у Владимира Евгеньевича Фортова – это несомненный успех в деятельности Академии наук и прежде всего в деятельности ее президента. Поверьте, это очень сложное дело. Все могло сорваться, а сейчас открыт диалог и идет обсуждение, будет еще не один контакт. Есть надежда, что эти поправки будут приняты».

«Но нам нужно ввести верхний предел, потому что действительно есть институты, которые увлекаются арендой, и это ослабляет позиции академии в целом, — сказал Асеев. ― Кроме того, необходимо добиться от государства финансирования капитального ремонта зданий, которые в течение 20 лет ремонтировались за счет академии».

Владимир Фортов согласен, что изменения необходимы, более того ― он подчеркнул, что реформы Академии опоздали минимум на пять лет. Но, по убеждению Фортова, приступить к ним можно только после того, как появится ясность с обсуждаемым законопроектом. «Надо продолжать конструктивный диалог, не допускать эмоций, ― подчеркнул президент РАН. ― Нам нужна взвешенная дискуссия».

Владимир Фортов призвал коллег к сдержанности и конструктивному диалогу, попросив не переходить черту, за которой невозможно найти компромисс по реформе госакадемий.

«Я прошу только об одном: я прошу, чтобы мы с вами вместе, и члены общего собрания, и ваши коллеги не перешли ту опасную черту, за которой мы не сможем искать компромиссы. Я боюсь, что мы к этой черте подходим, ― сказал Фортов. ― Я знаю, наши противники, которые всю эту кашу заварили и которые ни у кого в академии наук не вызывают положительных эмоций, ждут, что мы отойдем от сутевой дискуссии, от дискуссии с поисками компромисса, с поисками решений, что мы перейдем эту черту и станем использовать лозунги, которые, поверьте, наши противники используют против нас на сто процентов».

Владимир Фортов добавил, что необходимо «наметить траекторию движения вперед». По убеждению президента РАН и его коллег, сегодняшнее собрание будет «важнейшим этапом борьбы академии и всех ученых нашей страны против попыток разрушить академию и построить бюрократическую модель управления наукой».

Решение общего собрания Российской академии наук будет направлено руководству страны и в Госдуму.

Напомним, в конце июня премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил о начале академической реформы. Законопроект, внесенный в Госдуму, предусматривал, в частности, объединение РАН с академиями медицинских и сельскохозяйственных наук, передачу всех научных институтов в ведение нового федерального агентства, которое предстояло учредить для этой цели, а также перевод всех членов-корреспондентов академий наук в академики.

В течение трех дней депутаты рассмотрели законопроект в двух чтениях. Столь поспешная инициатива вызвала резкий протест научной общественности ―сотрудники РАН провели многочисленные акции протеста. Решающую роль в разрешении конфликта сыграли встречи Владимира Путина с Владимиром Фортовым.

В итоге в документ были внесены поправки. РАН, РАМН и РАСХН не будут ликвидированы и войдут в состав будущей объединенной академии наук как отдельные юридические лица, звание членов-корреспондентов будет сохранено в течение трех лет. Академия будет проводить фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования, ее региональные отделения сохраняют статус юридических лиц. Кроме того, предлагается изменить полномочия будущего госагентства: ему будет делегировано только управление имуществом.

В третьем чтении Госдума должна рассмотреть законопроект этой осенью, не исключено также, что документ вернут ко второму чтению.

Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова: «Мне кажется, что сейчас наступил этап, когда мы должны перейти к обсуждению будущего нашей Академии, ведь на моменте принятия закона жизнь не остановится, а будет двигаться дальше. Будут возникать поправки, акты и подзаконные указы и все это необходимо направить на то, чтобы ученому работалось лучше. Я бы выдвинул встречную, мощную программу реформирования изнутри, согласованную с уже принятыми актами, и показал бы обществу, что Академия способна самоорганизовываться».

Евгений Каблов, академик РАН, генеральный директор ВИАМ: «Имуществом нужно уметь управлять. То, что предложено президентом – вполне обосновано. Порядок необходимо наводить. Вопросы рачительного отношения к тем богатствам, которые предоставлены государством институтам Академии наук, должны быть на контроле государства. Если государство вкладывает ресурсы, то оно и должно оценить эффективность управления ими».

Андрей Котельников, председатель союза молодых ученых РАН: «Недостатками существующей системы управления РАН является то, что молодежь в поисках заработка берется за все то, за что платят. При перестановке кадровой политики, этот вопрос должен стать приоритетной деятельностью. Для этого необходимо ввести комплекс мер: от введения новой ставки до научно-образовательных контрактов. Этот комплекс мер помог бы вернуть научно-образовательную политику, которая десятилетиями формировалась в РАН».

Андрей Соболевский, заместитель директора по научной работе ИППИ РАН: «Наш институт планирует сейчас приспосабливаться к той обстановке, которая возникнет в результате принятия закона госдумой и боюсь, что мы еще много время потратим для того, чтобы привести работу нашего института в соответствие с теми требованиями, которые не ясны еще самому министерству образования и науки. В этом я прогнозирую для администраторов сто процентную потерю времени, и для ученых тоже очень большую».

Дмитрий Левков, научный сотрудник ИЯИ РАН: «В законе о реформе должен быть объект реформирования, а там прописывается только будущее академиков и земли. Не прописано будущее научных институтов. Закон о реформе должен преследовать цели, например улучшение научных результатов и давать инструменты к достижению этой цели, но ничего этого нет – просто распил имущества».

Николай Белов, старший научный сотрудник ИНХС РАН: «Реформа застала меня врасплох, когда я услышал, как по телевизору выступал Ливанов и невозмутимо говорил о том, что он только что подал новый законопроект о реформе РАН. В этот момент я подумал, что вот сейчас я возвращусь к себе в лабораторию, и пора заканчивать работу, собирать вещи и уезжать за границу».

 

http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=a4b2ecc4-de6d-4344-a3a0-9216a913ce29#content

 

 

 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: