Преодолевая монополию столиц

 
Не надо обучать управлению инновациям, надо готовить инновационно мыслящих и действующих руководителей. Те, кто не поднимется над классическими подходами, будут готовить руководителей вчерашнего дня.

А.И. Агеев в газете «Известия» 30 июля 2011 года.

 

 

«Известия» – Преодолевая монополию столиц

Центр бизнес-образования неизбежно сместится в регионы

Александр АГЕЕВ, директор-ректор Научно-исследовательского института экономических стратегий, заведующий кафедрой Национального исследовательского ядерного университета МИФИ,  д.э.н., профессор.

Не удивительно, что сегодня центры бизнес-образования сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге.  Какой ни возьмете рейтинг, в нем – преимущественно бизнес-школы Москвы и северной столицы. Иногда, ближе к последней части списка мелькают Нижний Новгород, Казань, Томск, Пермь, Самара, Саратов, Екатеринбург, Краснодар… Но любые рейтинги реальную картину отражают лишь отчасти. Практически во всех государственных и негосударственных ВУЗах действуют факультеты, кафедры, центры с уклоном в бизнес и экономику. Здесь та же картина, что рисовала жизнь совсем недавно в торговле – гиперсуперминимаркеты…

Был институт исключительно  аграрный, теперь – обязательно в нем преподается что-то международное, правовое и очень деловое… Хотя существует довольно громоздкая система лицензирования, аккредитации и сертификации, частично повышающая порог входа в эту сферу, судить о реальном качестве преподавания в этой сети — пока невозможно. Хотя догадки вполне очевидны.

Господство же столичного бизнес-образования легко объяснимо. Здесь сосредоточены основные научные, экспертные, финансовые, административные и карьерные ресурсы, международные связи. И вектор интеллектуальной миграции тоже направлен в основном столицу или минуя ее — в Европу и США.

Однако каждый, кто посещает регионы, не может не обратить внимание, что там подрастает новое поколение и преподавателей, и обучающихся.  Что качество образования там неумолимо наливается свежестью и силой. И можно уверенно прогнозировать, столичная монополия в бизнес-образовании в  ближайшие 5-10 лет заметно ослабнет. На это работает несколько важных сил.

Во-первых, вступление России в ВТО и ОЭСР приведет к росту стратегического потенциала регионов, муниципальных образований,  децентрализации финансовых потоков. Стандарты ведения бизнеса будут приобретать все более международный характер. А главное – в ближайшие годы произойдет едва ли не полное обновление контента и кадров бизнес-образования. И в этой бизнес-революции преимущества Москвы и Санкт-Петербурга отнюдь не гарантированы.

Во-вторых, развитие интернета, телекоммуникаций делает доступным многое из того, что раньше и сейчас имеет лейбл «столичное». Речь не столько о дистанционном образовании, сколько о том, что глобальный коллективный интеллект открыт всем. Доступ к секретам бизнеса упрощается.

В-третьих, столичные ВУЗы и бизнес-школы уже сейчас стремятся к региональной экспансии, проводя выездные семинары, создавая филиалы. В филиалах, кстати, тоже вводятся единые стандарты экономического и делового образования. Можно привести пример НИЯУ МИФИ, который давно имеет филиалы почти в 30 регионах.

В-четвертых, рост количества выпускников бизнес-школ, неуклонное накопление педагогического опыта, экспертных ресурсов на местах в конечном счете сдетонируют появление заточенных под специфику хозяйственной деятельности региональных научно-образовательных и консалтинговых, инновационных кластеров. Существенную роль сыграет наличие собственных научных школ в Казани, Томске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и других городах, которые, переняв передовой опыт у столичных и зарубежных коллег, несомненно, выйдут на рынок со вполне конкурентоспособной образовательной продукцией.

В-пятых, к 2020 году вдвое или втрое увеличится доля малого бизнеса в ВВП. Это означает появление миллионов новых предприятий. Малому бизнесу будет выгоднее развивать приближенные к нему услуги делового образования. Соответственно произойдет смещение акцента с подготовки управленцев для крупных предприятий (они являются сегодня едва ли не основными клиентами  бизнес-школ) на повышение компетентности руководителей менее масштабных бизнес-структур. С другой стороны возможности включения в глобальную экономическую систему незначительных по величине предприятий объективно сформируют у их руководителей потребность в личностном росте, осовременивании своего сознания, освоении новейших образовательных ресурсов, в том числе новейших фундаментальных достижении науки.

P.S. Редкий руководитель бизнес-школы не согласится с тем, что сейчас требуются новые подходы к подготовке руководителей бизнеса, но «поймать волну» удается далеко не всем. Мода на диплом МВА сменяется стремлением к знаниям и компетенциям. Требуется не столько знание набора классических  бизнес-инструментов,  сколько умение их разрабатывать самостоятельно, отвечая на вызовы внешней среды и собственной эволюции.  Сегодня не надо на лекциях обучать стратегическому менеджменту, а надо дать среду для саморазвития стратегичных управленцев.

Не надо обучать управлению инновациям, надо готовить инновационно мыслящих и действующих руководителей. Те, кто не поднимется над классическими подходами, будут готовить руководителей вчерашнего дня. А мир в ускоряющемся темпе развития на фоне турбулентности требует лидеров завтрашнего дня, способных это завтра проектировать и создавать, находить и развивать таланты, формировать их них команды, гармонизировать себялюбивые мотивы достижений и успеха с таинствами
солидарности и социальной ответственности.

 

 

 

 

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
  • Print

Резолюция

Зиборов В.А. “Экономическая галерея новой экономики”



Тихонов Д. Н. “Эффективное бизнес образование”



Тихонов Д. Н. “Эффективный менеджмент”



Пелехатый М. М. “Фокусы языка”



Зорин И.Ю. «Мастер класс по самообороне для офисных работников»



Виноградов Б.А. «Компетенции руководителя в сфере финансового контроля»



Пелехатый М.М. «Техники и технологии НЛП в переговорах»



Фурта С.Д. «Управление проектами»



Чушкин В.И. «Бизнес-аспекты евразийского интеграционного процесса»