Александр Агеев. Стратегический спецназ

 
  Реальность такова, что мир меняется намного быстрее, чем даже самые светлые умы осмысливают это. Осмысливать изменения трудно, еще сложнее – управлять ими. Российский бизнес сейчас, как никогда, нуждается в практических навыках анализа внешней среды и управления предприятиями в условиях нестабильности и высоких рисков. Можно ли этому учить и научиться? Как учить, что нужно знать и уметь? О современных подходах к бизнес-образованию, реализуемых в Институте экономических стратегий, с генеральным директором ИНЭС Александром Ивановичем Агеевым беседовала спецкор “ЭС” Вера Смирнова.

Образовательные программы действуют в ИНЭС уже не один год. Расскажите, пожалуйста, о них поподробнее.

ИНЭС с момента основания осенью 1990 г. представляет собой единый научный, образовательный, консалтинговый и издательский комплекс проектов. В 1990 г. мы выпустили серию уникальных учебных пособий, создали первый в стране видеокурс по проблематике предпринимательства с участием звезд бизнеса того времени, еще довольно романтического и наивного. Вплоть до 2000 г. действовала Школа бизнеса ИНЭС, проводились многочисленные проектные семинары как внутри России, так и за рубежом (США, Германия, Великобритания, Франция, Швейцария). За это время в наших образовательных проектах приняло участие около 10 тыс. человек.

В начале нынешнего века сложился современный облик образовательных программ ИНЭС. Студенты первого и второго высшего экономического и делового образования – в компетенции нашей кафедры управления бизнес-проектами в Национальном исследовательском ядерном университете “МИФИ”, с которым мы сотрудничаем почти десять лет в рамках международного образовательного консорциума “Академия экономических стратегий”.

Послевузовское образование – переподготовка и дополнительное образование – охватывается нашей программной МВА по специализации “Стратегический и инновационный менеджмент”. Кроме того, мы проводим специализированные семинары продуктовой линии “Компетенции успеха” для различных категорий слушателей. Их тематика – международные стандарты инвестиционной деятельности, менеджмента качества, персональное развитие, развитие творческих способностей, глобальная конкурентоспособность, инновационные технологии, нематериальный капитал и другие. Особый жанр – выездные семинары в формате “корпоративных университетов”. В 2008-2009 гг. они проходили в Подмосковье, Санкт-Петербурге, Тюмени.

Кто они, слушатели Ваших программ?

Меня смущает термин “слушатель”. В нем нет надлежащей энергетики. Те, кто приходят к нам на интенсивную программу МВА, становятся “стратегическим инновационным спецназом”.
В основном на программу МВА попадают наши партнеры, когда-то участвовавшие в краткосрочном семинаре, консалтинговом проекте, ставшие лауреатами тех или иных конкурсов, которые мы проводим совместно с МИФИ, обществом “Знание” и Международной академией исследований будущего. Можно сказать, что нам по душе система “пожизненного” сотрудничества с участниками наших проектов.

Сама философия наших программ подразумевает фундаментальную нацеленность на личностный рост их участников.

Институт экономических стратегий является членом Международного образовательного консорциума “Академия экономических стратегий”. Каковы функции этой структуры?

Консорциум образован Институтом экономических стратегий, Международной Лигой стратегического управления, оценки и учета и Московским инженерно-физическим институтом, ныне – Национальным исследовательским ядерным университетом (МИФИ). Консорциум определил цели и принципы нашего сотрудничества по совместной разработке учебно-методических комплексов, проведению научно-практических мероприятий, конкурсов с целью поиска и поддержки талантливой молодежи. В октябре 2009 г. мы подводим итоги очередного конкурса “Стратегическая матрица”, лауреаты которого – студенты МИФИ – получат возможность бесплатно получить образование по определенным модулям наших программ.

Как сложилось сотрудничество ИНЭС именно с МИФИ?

Учебные корпуса МИФИ, образованного 19 ноября 1942 г., в день, когда началось контрнаступление Красной Армии под Сталинградом, располагались по соседству с нами, на Мясницкой улице, правда с разрывом в 60 лет. Главные предпосылки нашей кооперации были заложены во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг., когда ИНЭС по заданию Минатома России активно занимался широким спектром научно-практических вопросов. В результате у нас сложились уникальные компетенции в этом стратегическом секторе экономики, востребованные МИФИ в учебно-исследовательском процессе. ИНЭС стал органичной частью глобального сообщества МИФИ, и это для нас большая честь.

МИФИ сегодня – мировой лидер не только в ядерно-энергетическом образовании, но и в инновационной деятельности широкого спектра. Симбиоз новейших подходов в стратегическом управлении и экономической теории и достижений инженерной мысли, естественных наук, кибернетики крайне продуктивен сейчас. Второе высшее экономическое образование в Экономико-аналитическом институте МИФИ сегодня получают многие “мифисты”, уже имеющие первое образование по физическим, математическим, кибернетическим специальностям. Такое образование достойно знака качества. Разумеется, очень важную роль играют строгий стартовый отбор и надлежащая дисциплина, традиционные для МИФИ.

А с другими вузами ИНЭС сотрудничает?

В рамках научных, образовательных и издательских проектов у нас сложилось тесное взаимодействие с Академией народного хозяйства при Правительстве РФ, Российской академией государственной службы, Высшей школой экономики, МГУ им. Ломоносова, Московским авиационным институтом, Университетом “Дубна”, Российским новым университетом (РОСНОУ) и некоторыми другими вузами.

Проводится ли отбор кандидатов на обучение в ИНЭС?

Конечно, проводится. В первую очередь надо учитывать, что около 2/3 участников наших программ обучаются по направлению от предприятий. Здесь отбор проходит в несколько этапов. Мы отдаем предпочтение предприятиям, которые зарекомендовали себя как динамично развивающиеся структуры, ориентированные на удовлетворение потребителей, отличающиеся высокой степенью социальной ответственности, инновационным потенциалом, склонностью к непрерывному совершенствованию. Среди наших партнеров предприятия оборонного комплекса, атомной энергетики, коммунального хозяйства, телекоммуникационного сектора, инновационные фирмы. Здесь мы полагаемся на точность отбора “курсантов” на уровне самого предприятия. Вкладывать большие деньги в обучение неперспективных сотрудников никто не станет – это бессмысленно. Поэтому к нам направляются руководители высшего звена или стратегический резерв предприятий, т.е. хорошо зарекомендовавшие себя молодые специалисты, которые смогут с максимальной отдачей использовать знания и навыки, полученные в ИНЭС, превратив их в конкурентные преимущества своей организации.
Для лиц, обучающихся не по заявкам предприятий, существует процедура персональной диагностики, позволяющая определить целесообразность включения человека в наши программы.

В чем особенности образовательных программ ИНЭС?

Говоря казенным языком, главное в любой образовательной программе – соответствие образовательной услуги запросам потребителя. Что более всего востребовано начинающим или сложившимся лидером бизнеса, получившим обычно не менее двух высших образований и имеющим доступ ко всем новинкам деловой литературы, не говоря об Интернете? Ради чего он может позволить себе потратить на МВА даже не сбережения, а время – примерно 130 рабочих и выходных дней, а для некоторых слушателей – больше?

На мой взгляд, сейчас самое важное для руководителя любого уровня – иметь почву под ногами и вдохновляющее видение на перспективу в мире, который хронически нестабилен. Никакой сторонний учитель этого личностного ресурса не подарит, хотя до сих пор имеется ажиотажный спрос на приезжих гуру, которые, как ожидают, откроют некий важный секрет. Но ажиотаж гаснет, и наш российский менеджер остается наедине с российскими реалиями. Интересные результаты показывают наши опросы тех, кто участвовал в наших международных проектных семинарах с последующей добровольной опцией – написанием квалификационной работы. По окончании 5-дневного семинара практически все с восторгом отзывались о нем, о полученных знаниях, которые воспринимаются как тайна, имеющая принципиальное значение для достижения успеха на рынке. Почти все готовы писать квалификационную работу. Через месяц впечатление о “крутизне знаний” остается, но желание подготовить работу ослабевает. Спустя три месяца ее пишут не более 10%.

Иными словами, первое, что требуется руководителю, – это надлежащее новое знание. Не просто качественное, но подлинное знание! В необозримом ворохе литературы настоящее знание найти нелегко. Ответ дают некие принятые в глобальном деловом сообществе подходы, адекватность которых чем-то удостоверена. Кроме того, за последние полвека имел место каскад научных революций. Картина мира принципиально изменилась, как и сам мир. Мы живем в эпоху турбулентности, но зачастую оперируем весьма неуместными для нее, устаревшими знаниями. Мало где этот нюанс: а) понимают, б) способны парировать.

Наши программы предлагают и доступ к подлинным массивам знаний о сути капитала, нематериальных активах, управлении рисками, о том, каковы: современный мир, наука управления, смыслы жизни, контуры будущего страны и всего мира. Именно так. Разница на “входе” в нашу программу и на “выходе” существенна только в одном – в изменившемся личностном потенциале. Стратег – а мы готовим управленцев высшей стратегической пробы – прежде всего мыслит легко и масштабно, охватывает образ будущего во всей его полноте, владеет научной методологией и отзывчив к интуиции, готов к переменам, устойчив к сюрпризам, понимает фундаментальные законы мироздания и их преломление в повседневной жизни, знает о взаимосвязи взмаха крыльев бабочки и цунами в Карибском бассейне, ценит дружбу и человеческое своеобразие, связывает воедино состояние физического тела, эмоций и духа, не транжирит личностную энергию на тупиковые решения, умеет находить баланс в духе “всему свое время”, способен генерировать идеи для решения любой задачи, выстроить любую цепочку взаимосвязей, взять любую высоту и миновать западню рискованных искушений, за уступку которым потом будет стыдно.

Подобные результаты участия в программе связаны и с качеством отбора участников, и с качеством самого образовательного процесса. О первом уже сказано, второе же гарантируется главным образом составом преподавательского корпуса и организацией. Помимо обучения обязательному набору компетенций мы создаем условия общения с людьми, чей жизненный путь является лучшим учителем. Прикосновение к их мудрости даже на час-два порой заменяет десятки часов спецкурсов.

О ком идет речь? Кто может читать такого рода лекции?

Это очень деликатный вопрос. Дело не только в том, чтобы пригласить кого-то выступить с VIP-лекцией. Особую роль играет атмосфера этого мастер-класса, стечение разнообразных обстоятельств, чтобы случилось то, что мы называем “праздничным общением” на самой искренней волне.

Круг экспертов и друзей ИНЭС, который сложился за 20 лет в рамках всевозможных проектов, обширен и разнообразен в любом разрезе. Для участников наших образовательных программ мы в формате мастер-классов устраиваем праздники роскошного общения “из первых рук”, считая их одним из самых незабываемых моментов обучения. В наших аудиториях можно увидеть и известных ученых, и деятелей культуры, и политиков, и управленцев. По новостному потоку на нашем сайте можно легко найти имена, о многом говорящие посвященным.

Насколько в образовательных программах учитываются результаты научно-исследовательской деятельности ИНЭС?

Для нас связь науки и образования – изначальный принцип ИНЭС. Мы рассказываем нашим партнерам о самых новейших разработках, о том, что еще не успело отлиться в истины учебников. И исследования, и обучение у нас – открытая и самоорганизующаяся лаборатория.

В частности, учебный процесс в ИНЭС опирается на серию программных комплексов собственной разработки. Они позволяют с высокой эффективностью прогнозировать сценарии развития внешней среды бизнеса, проводить экспресс-диагностику потенциала организаций и управленцев, реализовывать инновационные инициативы, стремительно наращивать капитализацию, контролировать управленческий процесс. Одним из ключевых элементов подготовки является приобщение к реальному знанию новейших стандартов управления и инвестиций, тайн нематериальных активов, надлежащему применению знаний на практике.

Многие результаты исследовательских проектов ИНЭС публикуются в нашем журнале “Экономические стратегии”, других наших изданиях. Имеется специализированная база знаний, к которой получают доступ участники образовательных программ. Вообще, нам импонирует подход, при котором стратегический менеджмент является высшим, интегрирующим, обобщающим курсом программы МВА, пронизывающим частные дисциплины. В нашем случае из 9 базовых модулей программы четыре представляют собой стратегическую метапрограмму, поддерживаемую 30 мастер-классами. Это, во-первых, собственно курс стратегического управления, во-вторых, курс по новейшим теориям и внешней среде бизнеса, в-третьих, модуль инновационного менеджмента и, наконец, линия личностного развития. Можно сказать, что именно в них – квинтэссенция нашей специфики, обладающая, пожалуй, наивысшим магнетизмом.

Судя по Вашим словам, мировоззренческие аспекты – это краеугольные камни Вашей программы. Но ведь слушатели МВА – это, как правило, уже взрослые люди со сформировавшейся жизненной позицией, знающие, чего хотят. Насколько велики шансы, что таких людей можно будет перевоспитать, вложить что-то принципиально новое в их души?

Мы не занимаемся воспитательной работой, чтя свободу духовного самоопределения человека. У каждого из нас свой путь, и мы рассматриваем каждого участника программы как учителя и соратника. Каждый человек слушает только те советы и воспринимает только те знания, к которым он готов.

Наша миссия – создать среду знаний и ситуаций, творчества и общения, в которой феноменально возрастают собственные творческие способности человека. Никто ни за кого не принимает решений, это сфера личной ответственности каждого. Все ситуации уникальны по времени, обстоятельствам и действующим лицам. Пытаться надрессировать зрелых людей на некий набор стандартных реакций на принципиально нестандартные жизненные вызовы – это как минимум недобросовестная манипуляция сознанием.

Опыт многих бизнес-школ показывает, что, проходя обучение, слушатели чаще всего получают пакет готовых рецептов “разруливания” проблем вне зависимости от своеобразия ситуации. Не случайно среди руководителей российских предприятий есть настороженность в отношении “мастеров бизнес-администрирования” – амбиций море, а креативность строго регламентирована скудным набором навыков. Особая беда – “заточенность” на максимизацию прибыли, на культ денежного капитала, своего рода вид болезненной зависимости. Между тем настоящее предпринимательство сродни науке и искусству, социальному творчеству, а его духовные риски позволяют относить этот вид труда к одному из наиболее сложных.

Охватывает ли Ваша программа такие вопросы?

Да. Но это настолько тонкие, деликатные материи, что их внедрение в образовательный процесс требует тщательной дозировки. Замечу, что сейчас развитие лидерского потенциала управленцев находится эпицентре глобальной конкуренции за превосходство в стратегическом управлении. Речь идет, по сути, о развитии сверхспособностей человека. К этой работе мы приглашаем специалистов мирового класса.

Как выстроена логистика программ?

Главное в организации наших программ – удобство для участников. Например, МВА требует личного присутствия, что для руководителей является серьезным неудобством. Поэтому мы внедрили принцип “колесо образования”, позволяющий индивидуализировать учебный план каждого участника, встраиваться в процесс с любого момента, не теряя за весь цикл ни одного кванта знаний. Ведется строгий учет освоения базового материала каждым человеком. Некоторые учебные программы, в частности программы развития творческих способностей, требуют высокой плотности занятий. Поэтому свет в аудиториях гаснет поздно вечером.

Кроме того, стандартизация учебного материала позволяет участникам, как в игре “Лего”, выстроить набор необходимых именно им компетенций. Соответственно, в зависимости от личных возможностей и готовности программу МВА можно проходить в модульном режиме или брать только отдельные ее компоненты. Помимо этого существуют дополнительные опции.

О каких опциях идет речь?

Например, скользящая экспресс-диагностика, разработка ССП, предсертификационная подготовка предприятий на соответствие требованиям стандартов ISO-9000 и креативная поддержка. Особо хотелось бы выделить то, что в этот список входит оригинальная разработка ИНЭС – программный комплекс поддержки принятия решений “Стратегическая матрица компании”.

Существуют ли особые предложения для корпоративных клиентов?

На сегодняшний день обучение корпоративных клиентов – довольно перспективное направление. Корпоративное обучение в ИНЭС – это подготовка мобильной команды профессионалов, которая сможет принимать решения и реализовывать их с максимальной эффективностью как на тактическом, так и на стратегическом уровне в рамках конкретного предприятия. Корпоративное обучение имеет ряд преимуществ: формируется индивидуальный учебный график для корпоративной группы, эксперты ИНЭС консультируют корпоративные проекты, в том числе разработку стратегии развития предприятия. Отмечу, что интересы и предпочтения предприятий учитываются и при формировании ценовой политики.

Существуют ли в рамках Института экономических стратегий образовательные проекты, ориентированные на молодежь, студентов? На каких условиях они принимают участие в таких проектах?

На базе ИНЭС сейчас активно развивается площадка для подготовки молодых управленческих кадров. Если привести статистику, то большинство слушателей этой категории – выпускники вузов, имеющие экономические или технические специальности и являющиеся в основном управленцами среднего звена, реже высшего. Основная цель их прихода в ИНЭС – дополнительная к высшему образованию подготовка по стратегическому управлению средним и крупным бизнесом. Ведь, как показывает опыт, вузовская подготовка оставляет желать лучшего, если речь заходит о практике. Мы производим очень жесткий отбор среди претендентов этой категории. В первую очередь нас интересует личный потенциал кандидата, его карьерные предпочтения и достижения. Хорошие показатели в соответствии с нашими критериями стабильно демонстрируют выпускники МИФИ, МГУ – это люди с хорошей академической подготовкой, развитой креативностью, достойными человеческими качествами.

На заре деятельности ИНЭС активно занимался работой со школьниками. Эта аудитория Вам все еще интересна?

Да, конечно. Более того, мы планируем расширять проекты этого направления, вплоть до детских садов. Сейчас есть необходимость в генерации элиты, причем определяемой не по социальному статусу, а по творческому потенциалу и самореализации. Ее воспитание необходимо начинать как можно раньше. Важно создавать “инкубаторы элит”. Такой опыт уже имеется, и его необходимо распространить на регионы.

Расскажите о самом запоминающемся опыте в работе со слушателями за 2009 г.

В апреле этого года в одном из самых наукоемких городов России – Дубне – мы провели выездной проектный семинар “Стратегические инновации и антикризисное управление”. Достаточно привести отзывы участников семинара.

Каковы стратегические цели ИНЭС на ближайшие годы?

Основные черты будущего заложены в настоящем, и все, что мы будем делать в перспективе, делается уже сейчас – разница только в масштабах. Генеральная линия развития учебно-методического центра – это его превращение в полномасштабный, безусловно, эксклюзивный “генератор элиты”. Причем процесс генерации будет не массовым, а сугубо индивидуализированным, персональным.

Очевидно, задача обусловлена участием ИНЭС в поддержке программы подготовки резерва высших управленческих кадров?

Безусловно. Нам, в частности, доверено выполнение ряда задач проекта “Президентский кадровый резерв”. Начиная с № 3 за 2009 г. в журнале “Экономические стратегии” действует рубрика “Трибуна кадрового резерва”, в которой свои взгляды излагают участники “Золотой сотни” президентского резерва. Это само по себе уникальное знание. Планируем также подготовить и специальное издание об управленческом опыте и видении будущего страны всеми управленцами, вошедшими в “президентскую сотню 2009 г.”.

Но главное состоит в том, что именно этим кадрам предстоит решать ключевые вопросы развития страны. В мире полным ходом развертывается управленческая революция, импульс которой дают конвергентные технологии, новейшие достижения в естественных и технических науках, методы предвидения, оценки и управления рисками. Кадровый резерв Президента России призван, с одной стороны, стать носителем этой революции, с другой – сам преобразиться, послужив примером новому поколению лидеров.

“Экономические стратегии”, №4-2009, стр. 138-144

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
  • Print