Контроллинг. Авторский курс Андрея Мицкевича

 

Мицкевич Андрей Алексеевич: к.э.н., известный консультант, доцент Высшей школы финансов и менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и Национального исследовательского университета Высшая школа экономики при Правительстве РФ, руководитель консультационного бюро и программы семинаров Института экономических стратегий. Автор 4-х книг и 55-и статей по различным аспектам контроллинга, вышедших в последние шесть лет. Участие в консалтинговых проектах и работа со слушателями программ МВА и профессиональной переподготовки позволили автору проанализировать  десятки примеров постановки и совершенствования управленческого учета, сбалансированной системы показателей, бизнес-планов и инвестиционных проектов, мотивации и бюджетирования, что дало возможность создать настоящий сжатый и полезный курс.

Введение

Понятие контроллинга слишком широко. Две самые практически значимые сферы условно можно назвать «Финансовый контроллинг» (Контроллинг для корпоративного управления) и «Управленческий контроллинг» (внутренний аудит, внутрифирменный контроллинг). У них разные потребители, разные зоны ответственности, разный аппарат и разные исполнители. Наиболее массовой и востребованной на предприятиях является программа внутреннего или управленческого консалтинга.

В контроллинг почти все исследователи и практики включают следующие функциональные области:

  • Мониторинг бизнеса
  • Управление затратами
  • Финансовые аспекты мотивации

и обеспечивающие блоки: управленческий учет, бюджетирование, системы показателей

Остальное дополняется по пожеланию Заказчика.

 

Общие положения

  1. Потребители, целевая аудитория: работники служб контроллинга, внутреннего аудита, планово-экономических отделов, финансовых служб, специалисты по бюджетировнию и управленческому учету.
  2. Центральная ось внутреннего контроллинга состоит из управленческого учета, анализа себестоимости, управления затратами, бюджетирования, системы показателей и финансовых аспектов мотивации.
  3. Программа «Управленческий контроллинг» состоит из обязательного вводного раздела, трех разделов первого уровня обучения и девяти разделов второго уровня обучения.
  4. Компоновка учебных материалов индивидуальна для каждого заказчика в пределах стандарта. Широта охвата материала и глубина важных аспектов определяется совместно Исполнителем и Заказчиком. Разделы 2.8 и 2.9 могут быть сокращены или опущены при наличии у слушателей соответствующих знаний, что определяется Заказчиком или с помощью тестирования, проводимого Исполнителем.
  5. Испытания на сертификат: Всего проводятся три экзамена.
  • Два экзамена по уровням: Управленческий контроллинг-1 (выдается сертификат первого уровня) и Управленческий контроллинг-2. Содержание этих двух экзаменов варьируются в зависимости от рабочей программы.
  • Итоговый экзамен един для всех обучающихся. Выдается сертификат второго уровня.
  • Для получения сертификата обязательна защита практической разработки или научно-практического исследования. Выдается полный сертификат.

 

Программа «Управленческий контроллинг»  (Контроллинг для внутрифирменного управления)

 

Раздел 0. Базовые понятия экономики и финансов

  • Оценки. Финансовые институты.
  • Центры финансовой ответственности. Финансовая оргструктура. 
  • Объекты управленческого учета, финансового учета, управления, бюджетирования, мотивации.
  • Показатели: базовые классификации и свойства
  • Выручка. Валовая и чистая выручка (Sales & Net Sales). Контролируемая выручка.
  • Затраты. Экономические затраты. Альтернативная стоимость. Себестоимость. Вмененные затраты. Контролируемые и регулируемые затраты.
  • Прибыль. Экономическая прибыль. Показатели прибыли. Рентабельность.
  • Денежные потоки. Отличия денежного потока от прибыли. Виды денежных потоков.
  • Доходы и расходы.
  • Активы и пассивы (обязательства и собственный капитал).
  • Дисконтирование. DCF-метод.
  • Инвестиционный проект. NPV.
  • Стоимость капитала, WACC. «Внутренний капитал»

Раздел 1.1. Классический управленческий учет (УУ-1)

1.1.1. Базовые концепции управленческого учета                

  • Предмет управленческого учета. Кейс «Красная Агидель». Виды учета: налоговый, финансовый (бухгалтерский), управленческий. Краткая характеристика современного управленческого учета. Отличия управленческого и финансового учета. Требования к информации управленческого учета.

1.1.2. Организация управленческого учета                                        

  • Объекты учета. Виды объектов учета. Примеры показателей ключевых объектов учета. Контроль за затратами по объектам учета.
  • Центры ответственности. Финансовая оргструктура. Классические центры финансовой ответственности. Виды ЦФО: центры доходов, центры затрат, центры прибыли и центры инвестиций.
  • Неклассические элементы финансовой структуры.
  • Практика построения и использования финансовых структур. Формирование ЦФО. Структурирование ЦФО и образование финансовой структуры компании.
  • Место управленческого учета в финансовой службе. Позиционирование службы управленческого учета на предприятии. Специалисты по управленческому учету.
  • Ведение учета. Взаимодействие управленческого и финансового учета. План счетов. Регламентация управленческого учета.

1.1.3. Затраты

  • Понятие затрат. Точность измерения затрат в управленческом учете. Классификации затрат.
  • Амортизационные отчисления и разделение затрат по периодам в управленческом учете. Управленческая амортизация.
  • Экономические затраты и прибыль. Альтернативная стоимость. Нормальная прибыль. Норма прибыли. Вмененные затраты.
  • Зависимость затрат от объема выпуска. Практика разделения затрат на постоянные и переменные. Экономия от масштаба (эффект масштаба). Предельные (маржинальные) затраты. Приростные затраты.
  • Необратимые затраты.
  • Классические эффекты экономии затрат. Экономия от разнообразия (экономия на охвате, эффект разнообразия). Кривая обучения.
  • Фирма и ресурсы. Специфические ресурсы. Критические ресурсы или “узкие места”. Оценка и цены ресурсов. Транзакционные издержки.

1.1.4. Учет прямых затрат и результатов                               

  • Прямые затраты. Состав прямых затрат.
  • Классификация методов учета прямых затрат для расчета себестоимости продукции. Позаказный метод. Попроцессный метод. Добавленные (конверсионные) затраты. Учет незавершенного производства попроцессным методом. Эквивалентный объем выпуска продукции. Попередельный (комбинированный) метод.
  • Неоднозначность прямых затрат. Комплексные затраты. Многовариантность учета (распределения) комплексных издержек.
  • Учет выручки и налогов. Разделение выручки между объектами учета.

1.1.5. Учет полных затрат на основе разнесения косвенных затрат (Absorption Costing)       

  • Основные объекты разнесения косвенных затрат. Эволюция методов распределения косвенных затрат в целях калькулирования себестоимости.
  • «Котловой метод» – группа способов прямого разнесения косвенных затрат по продуктам и подразделениям. База распределения (разнесения). Достоинства и недостатки самой популярной базы – «прямой труд». Комплексные базы. Критерии выбора баз разнесения косвенных затрат. Целевые базы распределения косвенных затрат.
  • Постатейное распределение косвенных затрат (сегментирование косвенных затрат). Общие черты постатейного распределения косвенных затрат и ABC-Costing.
  • Многоуровневое распределение косвенных затрат.
  • Ошибки классического расчета себестоимости. Области применения Absorption Costing.
  • Методы распределения косвенных затрат на подразделения. Пошаговый метод распределения затрат сервисных отделов. Обратный (взаимный) метод распределения затрат сервисных отделов.

1.1.6. Учет неполных затрат                                          

  • Широкая трактовка понятия Direct Costing. История  Direct Costing.
  • Калькуляция себестоимости по переменным затратам (Variable Costing). Практика использования Variable Costing. Обоснование Variable Costing: теорема об отсечении.
  • Калькуляция себестоимости по прямым затратам (Direct costing). Система вкладов на покрытие или многоступенчатый Direct Costing. Развитой Direct Costing.
  • Отличия Variable Costing и Direct Costing. Absorption Costing: Ошибка вариабельности по периодам по сравнению с Direct Costing. Сравнительная характеристика  учета неполных затрат и Absorption Costing. Информация для принятия решений.
  • Маржинальная прибыль и маржинальный доход. Иные маржинальные показатели. Методы ранжирования продуктов бизнеса, клиентов и поставщиков используя критерии маржинальной прибыли и маржинального дохода. Примеры принятия управленческих решений на основе маржинальных показателей.

1.1.7. Standard Costing, нормативный учет и факторный анализ  

  • Основные соотношения Standard Costing. Постатейный анализ отклонений и факторный анализ. Управление затратами на основе классического Standard Costing. Использование классического Standard Costing для оценки работы подразделений и мотивации.
  • Ведение учета с использованием Standard Costing. Приемы нормативного учета затрат в Direct Costing и Absorption Costing. Проблема распределения косвенных затрат на продукты в Standard Absorption Costing.
  • Standard Costing как учетная система. История системы Standard Costing. Управление затратами в системе Standard Costing. Standard Costing и бюджетирование. Методы определения нормативов.
  • Отечественный вариант нормативного учета. Учет себестоимости на основе средних затрат. Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Standard Costing и нормативный метод расчета себестоимости в СССР.

1.1.8. Activity Based Costing (АВС-Costing)      

  • История ABC-Costing. Отличия АВС от традиционной калькуляции себестоимости.  Носители затрат (базы распределения затрат). Неразделяемые косвенные затраты в АВС.
  • Организация разработки управленческого учета методом АВС. Экспертные оценки в АВС для определения стоимости процессов. Расчеты. Общие положения методик разработки систем АВС.  Группировка затрат по единицам калькуляции. Алгоритм разработки системы АВС. Неоднозначность распределения затрат в ABC-costing. Типовые проектные решения ABC-costing: использование ABC для распределения затрат службы сбыта и рекламных расходов  по продуктам.
  • Особенности внедрения и эксплуатации АВС. Факторы успеха АВС. Программное обеспечение АВС. Стоимость и эффективность АВС-систем. Функциональные методы учета.

1.1.9. Принятие решений на базе управленческого учета    

  • Классический управленческий учет. Классические решения. Управленческий учет в России и за рубежом. Обзор решений.
  • Подготовка данных для принятия решений. Виды релевантных и нерелевантных затрат. Правила вычисления релевантных затрат и результатов.
  • Принятие тактических продуктовых решений на основе классического управленческого учета. Анализ безубыточности (CVP-анализ). Допущения, принятые в CVP-анализе. Классические точки безубыточности по количеству единиц продукции и по выручке. Точка окупаемости дополнительной единицы продукции. Точка покрытия переменных затрат. Точки целевой прибыли по количеству единиц продукции и по выручке. Безубыточный объем продаж. Кромки безопасности. Эффект производственного (операционного) рычага.
  • Ассортиментная политика. Маржинальный анализ. Максимизация прибыли: без внутренних ограничений, с учетом независимых ограничений на производство и реализацию продуктов. Маржинальный анализ продуктового портфеля в условиях  ограничивающих факторов. Максимизация прибыли при ограничениях снизу на выручку.
  • Ценообразование на дополнительные заказы. Целесообразность производства дополнительной партии продукции при избыточных производственных мощностях и при нехватке свободных производственных мощностей. Целесообразность продажи произведенной ранее партии продукции. Быстрая оценка маржинальных затрат. Экспресс оценки цен в переговорной торговой практике.
  • Производственный аутсорсинг. Закупать или производить самим?

1.1.10. Учет в подразделениях

  • Контролируемые и неконтролируемые, регулируемые и нерегулируемые факторы. Разделение затрат по зонам контроля. Принцип множественности оценок.
  • Учет на основе бюджетирования в центрах затрат. Мотивационные показатели в центрах затрат.
  • Классика учета в центрах доходов. Оценка запасов и дебиторской задолженности. Расчет зарплаты менеджеров по продажам по выручке и прибыльности, интегрированных в одном показателе.
  • Учет в центрах прибыли. Классика оценки центров прибыли. Включение капитала в показатели центров прибыли и центров инвестиций.
  • Трансформация центров доходов и затрат в условные центры прибыли. Трансфертные цены. Разложение маржинальной прибыли  и маржинального дохода по цепочке ценности на основе контролируемых факторов.
  • Типовой набор финансовых KPI для разных типов ЦФО.

 Раздел 1.2. Бюджетирование. Бюджетный процесс

1.2.1. Предмет, метод и история развития бюджетного планирования

  • Общие подходы к планированию и прогнозированию деятельности компании. Взаимосвязь бюджетирования со стратегическим планированием. Бюджетное планирование: назначение, принципы, объекты.
  • Историческая развитие бюджетирования: эволюция в зависимости от этапов развития глобальной экономики: традиционные подходы и появление новых концепций в бюджетировании.
  • Бюджетная модель и бюджетный процесс.
  • Характеристика основных бюджетных форм: план продаж и график денежных поступлений; план  производства (выпуска готовой продукции) и бюджета прямых затрат; бюджет себестоимости реализованной продукции; бюджет затрат на реализацию продукции и управление предприятием; бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средства, прогнозный баланс.

1.2.2. Бюджетный процесс. Технология разработки бюджетов

  • Содержание бюджетного процесса бюджетирования. Основные этапы разработки годового бюджета. Анализ рисков текущей деятельности предприятия в системе бюджетирования.
  • Порядок формирования бюджета. График подготовки бюджета и основные этапы. Формирование и контроль исполнения бюджетов. Авторизация. Оперативное планирование и учет. Управление кассовыми разрывами, приоритеты в платежах.
  • Особенности составления годового и месячного бюджета. Последовательность составления годового и месячного бюджета: сходства и различия.
  • Подходы к планированию бюджетов: регрессивное «сверху-вниз» («top-down approach») и прогрессивное «снизу – вверх» («bottom-up approach»), смешанный.
  • Построение системы бюджетирования. Цели и принципы построения системы бюджетирования. Состав и структура бюджета. Мастер-бюджет. Обзор основных бюджетов. Операционный бюджет: бюджет продаж и производства/оказания услуг. Функциональные бюджеты. Бюджеты подразделений. Финансовый бюджет: платежный бюджет, бюджет инвестиций. Разработка и внедрение системы бюджетирования. Бюджетные классификаторы.
  • Примеры построения бюджета для торговой, производственной и сельскохозяйственной компаний.

1.2.3. Бюджетный процесс. Контроль исполнения бюджета и анализ отклонений

  • Определение и сущность бюджетного контроля. Задачи бюджетного контроля. Походы к реализации бюджетного контроля. Формы бюджетного контроля. Процедуры бюджетного контроля.
  • Связь системы контроля с системой мотивации сотрудников.
  • Проблемы бюджетирования. Несостоятельность бюджетирования (Beyond budgeting).

1.2.4. Бюджетный процесс. Организационные аспекты бюджетного процесса

  • Бюджетная ответственность: связь бюджетирования с организационной структурой. Полномочия ЦФО и контролируемые затраты по уровням управления.
  • Участники бюджетного процесса: Бюджетный комитет, Бюджетный управляющий. Функциональные подразделения: цели, задачи, полномочия и функции.
  • Общий порядок формирования, согласования и утверждения, внесения изменений: этапы, органы бюджетного управления, полномочия, сроки. Внутрикорпоративные регламентные документы, регулирующие бюджетный процесс в компании.
  • Программные продукты для бюджетирования: принципы выбора.

Раздел 1.3. Финансовая отчетность и ее анализ

1.3.1. Системообразующие для контроллинга элементы финансового учета и аудита

  • Объекты финансового учета. Классификация объектов финансового учета: объекты, обеспечивающие (активы, обязательства, капитал) и составляющие (хозяйственные процессы, хозяйственные факты (операции), финансовые результаты) производственно-хозяйственную и финансовую деятельность.
  • Принципы бухгалтерского учета. Принципы-допущения: имущественная обособленность; непрерывность деятельности организации; последовательность применения учетной политики; временная определенность фактов хозяйственной деятельности (метод начисления). Принципы-требования: полнота; осмотрительность; приоритет содержания над формой; сопоставимость; рациональность; принцип периодизации в финансовом учете.
  • Правила и приемы ведения бухгалтерского учета: стоимостная оценка; первичная документация; двойная запись; балансовое обобщение; инвентаризация.
  • Виды оценок, применяемых в бухгалтерском учете: первоначальная (историческая) стоимость; восстановительная стоимость; стоимость возможной реализации;  дисконтированная оценка; fair value. Особенности оценки различных объектов.
  • Бухгалтерские счета: назначение, строение, классификация. Забалансовые счета. Классификация счетов по экономическому содержанию и План счетов. Бухгалтерские проводки и их классификация.

1.3.2. Финансовая отчетность

  • Бухгалтерская отчетность по стандартам РСБУ.
  • Международные стандарты финансовой отчетности. Различия между РСБУ и МСФО. Гармонизация финансовой отчетности.
  • Организация финансового учета на предприятии. Учетная политика. Основы технологии бухгалтерского учета. Формы ведения учета. Централизация и децентрализация учета. Организационные формы бухгалтерской службы. Взаимоотношения бухгалтерии с другими подразделениями. Права и обязанности главного бухгалтера.

1.3.3. Финансовая диагностика

  • Составление аналитического баланса и аналитического отчета о прибылях и убытках. Вертикальный и горизонтальный анализ. Анализ динамики структуры источников финансирования активов. Экстенсивные и  интенсивные факторы изменения выручки 
  • Преобразование аналитического баланса и аналитического отчета о прибылях и убытках в управленческие.
  • Анализ ликвидности и финансовой устойчивости, финансовых результатов и рентабельности.
  • Факторный анализ операционной прибыли по двум группам факторов.  

Раздел 2.1. Организация данных.

  • Основы теории организации данных. Модели данных: даталогические и инфологические. Инфологические модели данных – основа описания требований к информации и реальных информационных отношений между объектами управления.
  • Языки (метаязыки) описания данных: овал диаграммы, прямоугольные схемы, логические файлы.
  • Логическая база данных (ЛБД): Анкетная форма ЛБД, Табличное представление данных.
  • Основные понятия метаязыка: Элемент данных, Поле, Перечень допустимых значений поля, Запись (кортеж), Файл, Ключи: первичный ключ и вторичный ключ, Сцепленный ключ, Атрибут, Связь, Типы связи.
  • Отчеты. Язык отчетов.
  • Реляционная модель данных. Нормальные формы.
  • Иерархическая и сетевая модели данных. Формальная эквивалентность моделей данных и разница в их практическом применении.
  • Особенности организации данных для управления и финансов. Структуры данных для учета.
  • Бюджетная система: база данных и отчеты. Построение плана (классификатора) статей бюджета доходов и расходов с помощью реляционной модели организации данных. Логическая структура базы данных и принцип построения шахматных БДР (отчетов): статьи – объекты учета. Типовые проектные решения (ТПР) в области бюджетных данных. Многоаспектное представление данных. OLAP-технология. Виды отчетов БДР: «Обобщенный» или «финансовый». БДР по ЦФО, Продуктовый БДР, Клиентский БДР, Процессный БДР. Уровни детализации БДР по статьям. Участие в БДР натуральных измерителей. Каноническая структура БДР. Методика построения плана (классификатора) статей БДР.
  • Модели данных для управления движением денежных средств.
  • Модели данных для комплексных систем: на основе сочетания БДР, БДДС,  натуральных бюджетов и нефинансовых показателей.

Раздел 2.2. Бюджетная модель

  • Контур бюджетирования: состав форм отчетности. Бюджет движения денежных средств (БДДС) и Бюджет доходов и расходов (БДР): принципиальные отличия.
  • Уровень консолидации бюджетов: компания, структурное подразделение, по центрам ответственности и МВЗ.
  • Бюджетное управление. Оперативные бюджеты. Степень оперативности бюджетирования. Степень оперативности принимаемых решений на основе бюджетов.
  • Временные параметры бюджетирования: период планирования, период бюджетирования, горизонт бюджетирования. Прогнозные бюджеты и финансовое планирование. Бюджеты без четкого временного периода.
  • Характер бюджетного цикла: последовательные или скользящие бюджеты.
  • Бюджетирование по видам деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой.
  • Функциональные бюджеты: продаж, запасов, производства, налогов и т.п. Особенности бюджетной модели каждого функционального бюджета. Система функциональных бюджетов.
  • Классификации затрат на продукцию: косвенные фиксированные затраты (общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие), косвенные переменные затраты, прямые фиксированные затраты, прямые переменные затраты.
  • Особенности бюджетирования (планирования) и учета затрат на продукцию.
  • Классификации затрат на подразделения: прямые и косвенные, контролируемые и неконтролируемые, регулируемые и нерегулируемые.
  • Особенности бюджетирования (планирования) и учета затрат на подразделения.
  • Классификации затрат и особенности учета затрат на другие (неклассические и неоклассические) объекты учета (и бюджетирования).
  • Степень гибкости основных бюджетов: гибкие или статические (жесткие) бюджеты. Показатель, являющийся базой гибкости: изменения этого показателя ведут к автоматическому пересчету гибкого бюджета. Степень гибкости бюджета: жесткость итоговых сумм бюджета, отдельные статьи не проверяются; жесткость всех статей бюджета; жесткость некоторых групп статей, критичных для себестоимости изготавливаемой продукции; допустимая гибкость статей бюджета – например, допустимое превышение не более чем на 10%.
  • Степень детализации бюджетов: постатейные бюджеты, интегральный бюджет. Процессно-ориентированное бюджетирование (АВВ).
  • Способ использования исторических данных в бюджетировании. Преемственные бюджеты. Бюджетирование с нуля (ZBB).
  • Исходные данные для расчетов бюджетов: Маркетинговые исследования, различные предположения о бюджете продаж. Данные прошлых периодов. Бенчмаркинг.  Индивидуальные соотношения для данного производства. Рыночные ставки товарных рынков: инфляции, индексов производства и потребления и пр. Финансовые рыночные ставки, типа LIBOR, MOSPRIME (например, для металлургических компаний).
  • Методы финансового планирования и прогнозирования. Метод прогнозирования в процентах от объема продаж. Оценка потребности в кредите. Прогноз денежных потоков и бюджет денежных средств. Анализ чувствительности прогноза. Вариативность бюджета: многовариантный и одновариантный бюджет. Сценарное планирование.
  • Нетрадиционные бюджеты (паспорт сделки или финансовый календарь, например). Ключевые бюджеты. Специфические бюджеты продаж.
  • Стартовая иерархия бюджетирования: снизу вверх или сверху вниз. Этапы составления бюджета.
  • Аналитическая модель – модель анализа результатов исполнения бюджетов: план-фактный анализ, нормативный учет и анализ (Standard Costing), Earned Value Analysis, другие. Отклонения: определение и сущность. Виды отклонений: по цене, по объему, по структуре. Характеристика и значение для принятия управленческих решений. Методика анализа общих и частных отклонений: по выручке, по доле и объему рынка, по статьям материальных затрат. Standard Costing в целях факторного анализа отклонений от плана. Нормативы для планирования прямых и косвенных затрат, переменных и фиксированных затрат.
  • Задачи, решаемые с помощью бюджетирования, взаимосвязи с другими подсистемами: ценообразование, использование бюджетирования в мотивации, расчет себестоимости и затрат подразделений, связь бюджетирования со сбалансированной системой показателей (ССП) и прочие задачи.
  • Сходства и различия бюджетных моделей предприятий сферы производства и сферы услуг (с примерами).
  • Элементы осознанного отказа от бюджетирования (Beyond Budgeting).
  • Бюджетное управление в многопрофильной компании. Управленческий учет в целях бюджетирования. Сочетание ССП и бюджетирования. Использование данных управленческого учета для планирования, бюджетирования и контроля затрат.

Раздел 2.3. Управленческий учет – 2 (УУ-2)

  • Предмет продвинутого управленческого учета (УУ-2). Особенности производственного учета. Практические изломы управленческого учета. Характеристика современного учета в торговле и в сфере услуг.

2.3.1. УУ-2: Сбалансированные системы разнесения косвенных затрат

  • Сбалансированная по прибыли система разнесения косвенных затрат на продукты: цель, правило разнесения, его обоснование и применение. Сочетание сбалансированной по прибыли системы разнесения косвенных затрат и ABC-Costing. Условно-прямые затраты и условные переменные затраты. Условный маржинальный доход и условная маржинальная прибыль. Стратегическая направленность сбалансированной по прибыли системы разнесения косвенных затрат.
  • Разнесение неразделенных косвенных затрат на продукты, представляющие другие стратегические позиции. Разнесение косвенных затрат на «растущие» продукты по выручке. Согласование разнесения затрат по выручке и маржинальной прибыли. Сбалансированная система разнесения косвенных затрат на другие объекты учета.

2.3.2. УУ-2: Экономические затраты и прибыль в управленческом учете

  • Экономические затраты и прибыль в торговле и в сфере услуг, в учете сделок и в финансовом планировании. Вмененные затраты и омертвленный капитал. Особенности учета внутренних (неявных) затрат. Показатели экономической прибыли.
  • Метод Kit  для учета неявных затрат в бизнес-процессах. Пример «Паспорта сделки» в группе оптовых компаний «БК-308». Паспорт сделки продуктового аутсорсинга в компании ООО “Нова Тур”. Финансовый календарь: экономическая прибыль как основной механизм расчетов и принятия решений.

2.3.3. УУ-2: Неоклассические и неклассические объекты учета

  • Учет по потребителям. Прибыльность клиента. Проблема распределения косвенных затрат по клиентам. Вложения в клиентов и учет затрат капитала. Клиентские показатели. Бостонская матрица для клиентов.
  • Экономические и финансовые скидки как объект учета. Архитектура системы скидок. Финансовые скидки. Скидки со счета. Налоговый эффект скидки. Требуемая доходность скидок. Экономические скидки. Средние и индивидуальные скидки на товары и услуги. Скидки за объем. Равновесие скидок.
  • Управление проектами. Earned Value Analysis.
  • Учет и управление запасами.
  • Учет и управление дебиторской и кредиторской задолженностью.
  • Основы учета по потребителям.
  • Экономические и финансовые скидки как объект учета.
  • Целевые показатели. Оценка работы подразделений и исполнителей. Оценка проектов. Оценка продуктов. Оценка поставщиков, потребителей
  • Эффективность системы управленческого учета

2.3.4. УУ-2: Стратегический управленческий учет

  • Цепочка ценности и бизнес-процессы. Рыночная власть. Анализ цепочки ценностей. Стратегический управленческий учет и управление цепочкой ценности. Бизнес-процессы и их структура по цепочке ценности.
  • Модели и методы стратегического управленческого учета. Учет в цепочке ценностей. Стратегическое позиционирование как основа для модели учета. Анализ затратообразующих факторов. Взаимосвязь стратегического управленческого учета с другими инструментами управления. Традиционные методы калькуляции и АВС-costing как стратегические инструменты. Другие функциональные методы учета в стратегическом менеджменте. Инвестиционный учет. Анализ конкурентов, сегментов рынка и управление бизнес-направлениями.
  • Стратегические решения на основе учета. Управление цепочкой ценности. Освоение новых видов продукции. Управление портфелем продуктов. Стратегический анализ инвестиций. Реструктуризация бизнеса. Освоение новых видов продукции.
  • Взаимосвязь стратегического управленческого учета с другими стратегическими инструментами.

2.3.5. УУ-2: Сбалансированный управленческий учет

  • Концепция и критерии сбалансированного учета. Модели сбалансированной организации управленческого учета на предприятиях и в холдингах.
  • Методические материалы по разработке систем управленческого учета. Аудит управленческого учета.
  • Сбалансированные решения в управленческом учете.
  • Методы и модели организации сбалансированного управленческого учета на предприятиях и в холдингах.

Раздел 2.4. Управление затратами и прибылью.

  • Анализ  факторов затрат. Экономия от разнообразия: затраты и результаты. Эффект обучения: планирование затрат. Структурные факторы затрат. Функциональные факторы затрат.
  • Управление затратами: функциональные методы учета. Функционально-стоимостной анализ (ФСА): история, сфера применения, алгоритм. Индекс «цена – качество». Роль АВС-Costing в ФСА. Функциональный подход к калькулированию себестоимости (ABC-Costing) в сочетании с ФСА.
  • Target costing – концеп­ция превентивного снижения затрат до уровня целевой себестоимости. Target costing в сочетании с ФСА и ABC-Costing.
  • Kaizen costing – концепция постепенного совершенствования качества, бизнес-процессов и снижения себестоимости.
  • Учет затрат жизненного цикла. Виды Life Cycle Costing (LCC).
  • Концепция контроллинга в узком смысле. Использование в управлении затратами основных методов управленческого учета. Менеджериальные проблемы управления затратами. Управление затратами и международные стандарты технического регулирования. Примеры.
  • Управление затратами в зависимости от парадигмы развития бизнеса: «трудный ребенок» (максимизация выручки), использование достижений («дойная корова», максимизация прибыли), продажа бизнеса, закрытие бизнеса, в зависимости от иных стратегических целей. 

Раздел 2.5. Постановка управленческого учета. Отраслевые решения, примеры и кейсы.

  • Политика управленческого учета (учетная политика для принятия решений).
  • Проблемы и варианты разработки систем управленческого учета. Реинжиниринг систем управленческого учета. Примеры и типовые решения.
  • Кейсы для пользователей управленческого учета и контролеров – «Красная Агидель» и «Белая река».
  • Кейс для разработчиков управленческого учета – «Кейс-пьеса «Новая Агидель» (усложненный вариант «Красной Агидели»): многовариантный процесс проб и ошибок при построении управленческого учета на постсоветском производственном предприятии.
  • Трансформация центров доходов и затрат в условные центры прибыли. Трансфертные цены в торговых предприятиях. Разложение маржинальной прибыли  и маржинального дохода по цепочке ценности на основе контролируемых факторов. Типовой набор финансовых KPI для разных типов ЦФО.
  • Учет по потребителям. Прибыльность клиента. Проблема распределения косвенных затрат по клиентам. Вложения в клиентов и учет затрат капитала. Клиентские показатели. Бостонская матрица для клиентов.
  • Примеры разработки систем управленческого учета: Паспорт сделки как инструмент мотивации. Управление затратами на горно-обогатительном комбинате. Разработка и использование постатейного метода распределения косвенных затрат для совершенствования управления ОАО «Кирскабель». Использование ABC-Costing для уточнения себестоимости сложной продукции.
  • Отраслевые решения: классификация и обзор проблем. Судоремонтный завод: уторговывание объема и расценок труда. Управленческий учет и бюджетирование в строительстве. Учет на нефтедобывающих предприятиях, в оптовых фирмах и на машиностроительных заводах. АВС-Costing на Костромской ГРЭС. Паспорт сделки в компьютерной фирме.
  • Решения в добывающей промышленности, в военно-промышленном комплексе, в оптовой и розничной торговле, в сельском хозяйстве, связи и на транспорте. 

Раздел 2.6. Сбалансированная система показателей (ССП).

  • Современное состояние науки и практики ССП. Основные понятия сбалансированной системы показателей. Краткая характеристика инструментария ССП. ССП в системе управления компанией. Структура ССП. Сбалансированность систем показателей.

2.6.1. ССП: Техническая составляющая. Измерения и оценки

  • Математика об измерениях: теория измерений.
  • Квалиметрия: терминология и краткая история квалиметрии. Понятие качества. Оценка качества. Измерение и оценка в квалиметрии. Виды квалиметрических оценок: дифференциальные и комплексные. Классическая комплексная оценка в квалиметрии и аддитивные функции полезности. Применение квалиметрии в ССП.
  • Показатели. Экономико-математическая наука о показателях. Техника мышления для использования показателей в практике бизнеса. Логика сравнений.
  • Классификации показателей. Научные основы классификаций. Иерархическая и фасетная модели классификации. Финансовые и нефинансовые показатели (Д.Нортон и Р.Каплан, 1990). Ключевые (Key Performance Indicator, KPI) и вспомогательные  показатели. Требования к KPI. Опережающие и результирующие показатели. Показатели результативности и эффективности.  Потоки и запасы. Разовые и перманентные показатели. Первичные и вторичные показатели. Измерения и оценки. Частные и агрегированные оценки. Агрегированные показатели: комплексные и интегральные оценки. Пороговые значения.
  • Роли показателей в ССП. Способы использования показателей. Направления использования показателей в управленческом учете и в ССП:  Оценки применяются к объектам учета: прогнозные; плановые; целевые; фактические итоговые (отчетность); фактические промежуточные (мониторинг). Мотивационные показатели: фондообразующие и фондораспределяющие показатели. Показатели для принятия решений. Выделение релевантных затрат. Показатели и объекты учета. Показатели ключевых объектов учета. Показатели клиентов. Группировки потребителей. Показатели продуктов. Показатели подразделений. Показатели поставщиков.
  • Каскадирование показателей. Каскадируемые и некаскадируемые показатели. Аддитивные показатели. Объекты и способы каскадирования.
  • Цели и показатели. Дерево целей. Способы декомпозиции целей. Растянутые цели в ССП. Дерево показателей. Дерево EVA. Дерево ROIC.
  • Дублирование показателей в разных перспективах ССП.
  • Проблема количества показателей в ССП. Типизация показателей в ССП.
  • Управление системой показателей фирмы. Паспорт показателя. Периодичность вычисления показателей. Исполнители и показатели. Система ответственности за значения показателей.
  • Шкалирование: первичное и вторичное. Проблема единообразного шкалирования показателей. Виды оценивания. Количественные измерения (оценки) качественных признаков. Вербально-числовые шкалы.
  • Перевод первичных измерений в оценочные шкалы. Классификация оценочных шкал: однофазные и многофазные. Дискретные (балльные) шкалы. Шкала Е.Харрингтона. Технологии 100-балльной оценки. Шкала Лайкерта (Likert scale).
  • Проблема инвариантности выводов при использовании разных способов оцифровки шкалы Лайкерта. Кусочно-линейные шкалы для нормирования (шкалирования) фондораспределяющего показателя, основанного на степени выполнения плана. Семейство шкал AxByCzD для оценки выручки и прибыли маржинально неубыточных центров прибыли  (Мицкевич, 2009). Шкала «Нулевая прибыль – Целевая прибыль – Предельное перевыполнение цели». Шкала «Нулевая маржинальная прибыль – Целевая маржинальная прибыль – Предельное перевыполнение цели». Варианты учета неполных затрат для построения шкал типа AxByCzD.
  • Практические уроки теории измерений и опыта шкалирования для разработчиков и пользователей ССП. Примеры использования теории измерений в экономике и менеджменте. Использовать ли одинаковые шкалы для разных качественных показателей?
  • Комплексные и интегральные оценки. Комплексные оценки. Типичные ключевые показатели центра затрат. Квалиметрический подход к построению главного комплексного показателя эффективности центра затрат. Полезный объем работ. Применение квалиметрического подхода к построению главного комплексного показателя эффективности финансовой службы, IT-службы, юридического отдела, складской и транспортной служб. Достоинства и недостатки комплексного показателя эффективности.
  • Гармонизация комплексных оценок бизнес-процессов. Цели и методы гармонизации. Типы показателей бизнес-процессов и формализованное их описание. Линейные локальные функции полезности. Базовая квалиметическая гармонизация.
  • Примеры: вывод формулы индекса полезности для показателей «Процент вылетов самолетов в срок» и «Среднее время обслуживания самолета в аэропорту». «Закон возрастания предельной трудоемкости». «Пивная формула» или расчет зарплаты менеджеров по продажам по выручке и прибыльности. «Как оценивать преподавателей!?»
  • Интегральные оценки. Область применения. Пример: качество жизни и его межстрановые сравнения c помощью индекса HDI. Многокритериальные решения. Целеполагание, критерии, показатели и оценки в задачах принятия решений. Структурирование целей и формирование критериев в задачах стратегического управления. Понятия цели, показателя и критерия. Требования к критериям в задачах стратегического управления. Методика формирования набора критериев в задачах принятия решений.
  • Принятие решений при многих критериях. Принятие решений на основе попарного сравнения альтернатив. Проблема определения наилучшего варианта решения при наличии нескольких критериев.  Понятия мажоранты и максимального элемента по бинарному отношению. Понятия эффективности. Методы принятия решений при многих критериях: классификация.
  • Финансовые показатели: финансовые и управленческие оценки. Показатели прибыли, денежных потоков, финансовые индикаторы и коэффициенты, показатели ценности бизнеса. Системы финансовых показателей. Денежные измерения. Индексы цен. Валютные курсы. Процент и дисконтирование. Номинальная и реальная ставки процента. Системы показателей финансового менеджмента. Системы показателей управленческого учета. Пример системы финансовых показателей для оценки деятельности некоторых сложных оптовых бизнес-направлений. Каскадирование финансовых показателей. Разные стратегии – разные ключевые показатели. Пример: DELL vs COMPAQ.
  • Нефинансовые показатели. Классификации и измерения нематериальных активов. Человеческий, структурный, организационный и инновационный капитал. Пример системы нефинансовых опережающих показателей. Системы клиентских и других маркетинговых показателей в ССП. Системы процессных показателей в ССП. Шкала для оценки мотивационных показателей бизнес-процессов. Системы показателей обучения и развития ССП. Прочие подсистемы показателей в ССП. Проектирование и управление системой показателей фирмы. Аудит системы показателей фирмы.

2.6.2. ССП: Разработка и внедрение ССП.

  • Разработка целей и показателей для верхнего и нижнего уровней управления.
  • Примеры разработки показателей и целевых подсистем показателей. Способы балансировки показателей. Использование бенчмаркинговых показателей.
  • Разработка стратегических показателей. Построение ССП на вырост. Свободное формирование блока нефинансовых показателей. Формат представления данных.
  • Формализованная связь ССП с управленческим учетом, бюджетированием и мотивацией.
  • Процесс разработки, внедрения и использования ССП. Типовые проектные решения
  • Типичные ошибки. Примеры ССП для различных холдингов, предприятий и подразделений. Компьютеризация ССП.
  • Использование на стадии эксплуатации ССП интегральных критериев. Методические рекомендации по построению и использованию интегральных критериев на подмножестве показателей ССП. Пример: разработка сбалансированной системы показателей для условной оптовой компании. Опыт внедрения ССП.

2.6.3. ССП:  ССП-Практикум

  • Проект «Разработка прототипа ССП». Тренинг «Тестирование ССП».
  • Кейс «Разработка и эксплуатация сбалансированной системы показателей оптовой фирмы БК-РУНО».
  • Анкетирование в процессе разработки ССП. Российская система показателей корпоративного управления. Пример рекомендаций по описанию бизнес-процессов в целях разработки ССП. Пример ССП из Германии – RAVETM: Интегрированное управление стоимостью потребителей, трудовых ресурсов, поставщиков и инвестированного капитала.

Раздел 2.7. Финансовые аспекты мотивации.

2.7.1. Основы управления персоналом в российских и зарубежных компаниях

  • Персонал предприятия  как объект   управления;  место  и  роль  управления персоналом в  системе  управления  предприятием
  • Общие положения мотивации. Основы экономического поведения работников.
  • Подходы к управлению персоналом в российских и зарубежных компаниях, основные принципы  управления персоналом.
  • Сопряженность деятельности по управлению персоналом с другими управленческими системами компании.
  • Модели управления персоналом для разных стадий развития организации, разных отраслей и технологических переделов.

2.7.2. Вознаграждение: Мотивационные системы. Финансовые аспекты мотивации.

  • Философия построения системы вознаграждения. Системы компенсации (вознаграждения). Компенсационный пакет.
  • Финансовые аспекты мотивации. Фондообразующие и фондораспределяющие показатели. Финансовые и экономические аспекты мотивации по центрам затрат, доходов и прибыли. Как развитие компании, основные бизнес-процессы и мотивация зависят от идеологии финансирования и распределения прибыли.
  • Зависимость концепции мотивации от стратегической позиции фирмы и бизнес-направления. Стратегический поворот мотивации. Финансовые и экономические основы мотивации руководящих работников.
  • Стыковка стратегии HR, ССП, мотивации, бюджетирования и управленческого учета. Принципы использования данных управленческого учета и ССП в мотивации.
  • Отраслевые аспекты мотивации. Примеры мотивационных показателей и систем.

2.7.3. Сбалансированная система мотивации.

  • Примеры несбалансированности систем мотивации. Балансы мотивации.
  • Сбалансированная система мотивации (ССМ). Два блока и пять групп ССМ-балансов. «Стимулирующий блок»: целевая сбалансированность – какие мотивационные показатели используются и каково качество их использования; мотивационная сбалансированность – мотивирующая сила сумм и правил вознаграждения. «Финансовый блок»: финансовая сбалансированность – верхний уровень финансового управления мотивацией; структурная сбалансированность – балансы вознаграждения между организационными единицами; временная сбалансированность – распределение выплат во времени. Переходные балансы в ССМ.
  • Использование интегральных критериев в целях мотивации. Математика в мотивации: применение функции полезности, других интегральных показателей и различных шкал.
  • Аудит систем мотивации. ССМ-анкета и правила ее заполнения и обработки. Примеры ССМ-аудита систем мотивации.
  • Разработка сбалансированных систем мотивации. ССМ в линейных и функциональных подразделениях. Примеры ССМ в сельском хозяйстве, торговле и промышленности.

Раздел 2.8. Элементы риск-менеджмента.

  • Страхуемые и нестрахуемые риски. Бизнес-риски. Спекулятивные риски: маркетинговые и финансовые. Финансовые и нефинансовые риски. Чистые риски. Классификация рисков по стадиям оборота капитала. Внутренние и внешние риски. Динамический и статический риски. Управляемые и неуправляемые факторы рисков.
  • Анализ страховой защиты с позиций страхователя.
  • Защита от рисков вне рынка профессионального страхования.
  • Стратегии и приемы риск-менеджмента. Резервирование, кредитование, валютные и банковские операции, а также другие операции уменьшающие риск. Диверсификация рисков. Методы прогнозирования и предотвращения риск-событий (страховых событий). Методы оценки ущерба. Риски управления проектами.
  • Управление внутрифирменными рисками. 

Раздел 2.9. Организация финансового управления и службы внутреннего контроллинга.

  • Организация финансовой работы в современном бизнес-мире. Финансовая революция.
  • Основные схемы и болевые точки корпоративного финансового менеджмента. Как развитие компании и основные бизнес-процессы зависят от идеологии финансирования и распределения прибыли.
  • Финансовый конструктор: как выбрать систему финансовой работы для разных бизнес-единиц.
  • Организационные структуры финансового управления. Разграничение функций контролера, казначея и финансового директора. Функции бухгалтерии и казначейства, планово-экономического отдела (ПЭО) и инвестиционного отдела.
  • Эффективное взаимодействие менеджеров с финансовой службой. Финансовый департамент с точки зрения топ-менеджеров и менеджеров среднего звена. Определение ключевых проблем на стыке менеджмента и финансов. Финансовые роли нефинансовых менеджеров. Краткая характеристика и методические подходы к основным финансовым бизнес-процессам с которыми «пересекается» менеджмент: Управление денежным потоком. Платежный календарь. Управление рабочим капиталом. Бюджетный процесс. Система показателей.
  • Содержание и организация казначейской и бухгалтерской работы с позиций эффективного взаимодействия менеджеров с казначейством и бухгалтерией.
  • Распределенная или концентрированная служба внутреннего контроллинга: системы организации внутреннего контроллинга, функции, анализ плюсов и минусов.

 

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
  • Print