Авторские курсы Александра Неклессы
Семинар Александра Неклессы в лаборатории социальных инноваций «Клаудвочер» по теме «Трансфинитная экономика».
_____________________________________
Программа и тезисы спецкурса Александра Неклессы “Элитогенез. Человек и действие в новом мире”.
Цели курса
- формирование представлений (1) о субъекте истории; (2) об эстафете творцов перемен; (3) о генезисе нового поколения лидирующего сословия;
- формирование представлений (1) о картографии социальной вселенной как динамичном пространстве амбициозной реализации; (2) о маршрутизации исторического процесса, его актуальном состоянии, ретроспективе и перспективе (перспективах); (3) о специфике деятельности и траекториях нового суверена;
- формирование представлений (1) о смене программ миропознания и миростроительства; (2) о процессе обновления методологии познания/действия в сложной, многофакторной, подвижной, неопределенной среде; (3) о принципиально различных типах мышления homo sapiens и версиях постчеловеческого мира ( e . g . квизатц хедерах).
И верные, и ошибочные идеи экономистов и политических философов
гораздо могущественнее, нежели принято думать.
На деле мир подчиняется почти исключительно им.
Джон Мейнард Кейнс
Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности.
Аристотель
ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Занятие 1
- Введение в курс, его цели и задачи. Рассуждение об основаниях и категориальном аппарате курса. Социальная гегемония. Субъект перемен.
- Генетика современных ( modern) социальных/политических элит: исторический опыт и реестр поколений правящего сословия (военные элиты, новое дворянство, noblesse de robe , буржуазия, «аристократия капитала»).
- «Новый привилегированный класс»: генезис, статус, перспектива (от государственно-административной касты и parteigenossen к новой амбициозной страте).
- Вопросы. Дискуссия.
Занятие 2
- Конкуренция миростроительных проектов и социальных/политических элит (начало ХХ века).
- Инновационный и промышленный переворот. Восстание масс. Закат континентальных империй. Тектоника мировой революции. Послевоенная (I мировая война) реконструкция социополитического космоса. Национальные государства. Русская революция. Европейские революции.
- Бурные двадцатые. Производительные силы. «Великая депрессия». Пути и методы преодоления кризиса. Новый потребитель (опекаемый индивид и государство). Проблема психологических и тарифных границ экспансии потребления. Индустриальные формы деструкции.
- Целеполагание новых субъектов действия. Борьба за формат мироустройства. «Национальный социализм». Партгосстроительство. «Большие проекты». Новый курс. «Кейнсианский компромисс».
- Политическая гегемония и «новый класс» (политические, административные, технические и финансовые «инженеры»). «Революция менеджеров».
- Искусство управления военными операциями, большими композитными коллективами,
политическими/политэкономическими/логистическими ситуациями. - Комплексные инновационные и социальные проекты. Лидер проекта. Системные архитекторы и операторы.
- Вопросы. Дискуссия.
Занятие 3
- Конкуренция миростроительных проектов и социальных/политических элит (середина ХХ века).
- Генеральные тренды послевоенных (II мировая война) перемен (биполярность – мондиализация – транснационализация – глобализация; деколонизация – тьермондизация – мультикультуризация – ориентализация; новый индустриализм и пост-индустриализация (сложные, композитные системы и коллективы, нематериальные активы, креативность).
- Общество потребления (издержки и приобретения). Массовизация и индивидуация. Социалистический лагерь. Закат колониальных империй. Третий мир.
- Бреттон-вудская система и ООН. ГАТТ и стратегия свободной торговли ( free trade). Генетика процесса интернационализации. Зоны свободной торговли. Политэкономические союзы. Международные организации.
- Международная бюрократия. «Клубная координация» (клубы высокого уровня компетенции). Территориальные, экономические и антропологические сообщества. Строительство «мостов».
- «Фабрики мысли» ( think tanks). Социальное проектирование. Идеологичность прочтений мира. Экспертократия.
- Трансдисциплинарность; холизм; планетарный масштаб; долгосрочность. Активное представление будущего. Глобальная проблематика.
- Контркультурный переворот. Кризис компетенций. Кризис развития. Метаморфозы дискреционального дохода. Падение производительности и накопления капитала. «Великий перелом» 68/73.
- Вопросы. Дискуссия.
Занятие 4
- Конкуренция миростроительных проектов и социальных/политических элит (конец ХХ века).
- Неолиберализм – дизайн пересборки мира («Монт Перелин» – Чикагский университет). Правый поворот: новый социальный альянс («капитал» – неолибералы/неоконсерваторы – молодой амбициозный класс).
- Геоэкономическая реконструкция государственных практик. Высокие геоэкономические технологии. Программы структурной перестройки и финансовой стабилизации (МВФ и МБРР). Новые деньги. Глобальный долг. Управление рисками. Контроль над ресурсами и финансовыми потоками. Каталогизация и перераспределение мировых активов.
- «Вашингтонский консенсус»: приватизация, транспарентность, дерегулирование экономики, пересмотр трудового и социального законодательства, защита прав собственности, фискальная дисциплина (бюджетный профицит), снижение налогообложения и ограничений для иностранных инвестиций, либерализация торговли и финансовых рынков.
- Развитие мировой инфраструктуры свободной торговли. Институциональные реформы. ВТО.
- Сочетание интересов собственников и управленцев на основе примата капитализации над производством под эгидой финансовых операторов. Финансовая и цифровая экономика. Транзитность актуальных ресурсов (базовый стратегический ресурс общества). Опознание и капитализация нематериальных активов.
- Экономические / социальные / управленческие / гуманитарные высокие технологии. Управление компетенциями и талантами. Публичное благо vs. свобода личного действия. Персональный суверенитет. Manterpriser.
- Новые активы: человеческий, интеллектуальный, символический, социальный, культурный капитал. Интеллигенция и интеллектуалы. Рефлексия должного и критика сущего.
- Вопросы. Дискуссия.
Занятие 5
- Конкуренция миростроительных проектов и социальных/политических элит (конец ХХ – начало XXI века).
- Глобальная трансформация. Геополитический транзит. Коллапс социалистического лагеря. Распад СССР. Посткоммунизм.
- Расслоение Третьего мира. Новый Восток и стагнирующий Юг. Глубокий Юг. «Восточная» миропроектность. Вызов ислама. Большой Ближний Восток. Большой Китай.
- Автономизация регистров власти: администрации территорий; экономический (судебный) суверенитет; антропологические (деятельные) сообщества.
- Новые формулы административно-политического порядка: мировые регулирующие органы, страны-системы, субсидиарность и глокализация. Делегирование полномочий. Новый Север.
- Изменение статуса государства, децентрализация/расщепление власти, централизованный капитал. Квази-Север. Глобализация, модификация и «каталогизация» рынка товаров, услуг, капитала. Экономическая и региональная специализация. Геокон.
- Восстание элит. «Люди воздуха». Неогегемония (культура умелого действия).
- Вопросы. Дискуссия.
Занятие 6
- Постсовременность. Конкуренция миростроительных проектов и социальных/политических элит (начало XXI века).
- Корпоративная/сетевая/персональная реконструкция социовселенной. Общество амбициозных корпораций. Corpostation . Государство-корпорация и корпорация-государство.
- Фьючерсные и кредитные ландшафты (колонизация будущего); управление рисками и конфликтами (конструирование – манипулирование – хеджирование – урегулирование); вероятностные пространства действия (политэкономические схемы и антропологические траектории событий).
- Нетривиальные формы, способы и средства проекции влияния и силы; рефлексивное, персонализированное, рефлекторное, матричное (контекстуальное) управление.
- Актуализация судейской власти и экспансия нормативного пространства: регуляция общества посредством конвенций, контрактов, регламентов, стандартов. Приватизация истории. Власть без государства. «Новая Лапутания».
- Вызовы и рефлексы безопасности. Системный терроризм. Мировой андеграунд. Пирократия. Ресурс смерти.
- Тотальный социальный контроль. Мобилизационный режим цивилизации. Импульсы замыкания мира. «Зоны безопасности». Частные структуры pro et contra безопасности.
- Гиперпланетарная унификация и расслоение. Деэтатизация – корпоративизация – антропологизация социокосмоса. Субъекты эффективного действия и агенты перемен (человек, программа, организация).
- Универсальная элита как социальная реальность и как политическая категория. Новая солидарность, новые общности, кластеры «симпатий».
- Борьба за умы и таланты (трансформация базовой единицы расчетов). Новый амбициозный класс.
- Вопросы. Дискуссия.
Занятие 7
- Постсовременность. Конкуренция миростроительных проектов и социальных/политических элит (в мире XXI века).
- Социальная би(три)полярность: государство vs . гражданское общество (неправительственные организации) + космополитичные/глобальные корпорации (коалиции). Квази-государственные институты.
- Неокорпорация как деятельностная и антропологическая связность. Квалификация – компетенция – корпорация – капитализация – когерентность – коалиция.
- Сетевая и рефлексивная среда обитания. Звездочные структуры. Интегральные организмы (гиперорганизация).
- Универсальная либерализация пространств действия (отыскание, размыкание, освоение). Просторность нового мира: актуальные и виртуальные предметные поля практики. Творческая деструкция.
- Социальная экология. Масштаб действия. Цифровая культура. Всемирная паутина ( Web -1, Web -2, Web -3).
- Четвертая (политическая – экономическая – социальная – виртуальная) среда практики, ее институализация и мультипликативная субъектность ( e . g . Second Life , аватары).
- Пространство без границ. Многомерные, одномоментно-массовые ( flesh mob , global act), «в режиме реального времени» ( on line), спонтанные, фиктивные, иррациональные операции и объекты. Актуальная бесконечность.
- Сингулярность (множественные и параллельные потоки релевантных изменений). Социокультурная гравитация. Новый порядок.
- Критические личности. Антропологический сдвиг.
- Вопросы. Дискуссия.
Занятие 8
- История как смена программ миропознания и миростроительства. Элита как лидеры и агенты перемен. Большой социальный взрыв и новая сборка мира.
- Мир по ту сторону социальной реконструкции. Сосуществование пространств (топология) разных смыслов и опыта. Общество параллельных программ. Динамичные композиции сущего. Авторегуляция. Калейдоскопичный хронотоп.
- Версии сосуществования постчеловеческих интеллектуальных комплексов, компетенций и практик ( general artificial intelligence, квизатц хедерах, негантроп).
- Имитации структур и фальшивые объекты. Бессмысленные сложности. Вероятность антропологической катастрофы.
- Проблема эффективности действия в обществе с высокой степенью неопределенности, анонимности, риска. Рефлексия в подвижной сетевой среде и в ситуациях неопределенности. Новая рациональность. Полисемантика.
- Конкуренция онтологий («картин мира») и транзитность эпистемологии («образа мышления») нового статуса человечества («мира индиго»).
- Преадаптация. Особые качества и уникальные состояния. Антропо/социо-трансформация.
- Вопросы. Дискуссия.
Занятие 9
- Концептуальная разведка и возможность получения данных для картографирования динамичной / многомерной / нелинейной / персонализированной реальности «социовселенной индиго».
- Переписывание карт истории и мира: обновление языка социально-политического конструирования (сложность, критичность, самоорганизация, турбулентность, хаос, промысел).
- Новая методология познания и действия: генезис, этапы, актуальное состояние (исследование операций, системный анализ, системная динамика, хаососложность, синергия).
- Знание ad hoc. Уникальное и эксклюзивное знание. Креативность. Неотчуждаемость сложного, подвижного, имманентного (основанного на персональном опыте) знания. Неклассический оператор. All & Everything .
- Иерархия регистров ментальности: различение типов мышления homo sapiens: мышление рефлекторное («ситуационное»), синхронистичное («мандалическое»), рациональное («линейное»), синергийное («апофатическое»). Serendipity. Культура смерти (антургения).
- Вопросы. Дискуссия. Задание: эссе по тематике курса.
Занятие 10
- Интеграция основных положений курса.
- Вопросы. Дискуссия. Обсуждение эссе.
- Мировоззрение и персональная стратегическая программа жизни: перманентное образование/действие как вектор ауто-трансценденции и деятельной перспективы (сверхзадача курса).
Рекомендуемые дополнительные тексты А.И. Неклессы
ПО ТЕМЕ « ЧЕЛОВЕК И ДЕЙСТВИЕ В НОВОМ МИРЕ»:
1. http://www.politklass.ru/cgi-bin/issue.pl?id=868. Новый амбициозный класс. Кто осуществит новую сборку мира? (Введение в тему).
2. http://www.apn.ru/publications/article9908.htm .Мир индиго. Беседа первая.
3. http://www.apn.ru/publications/article9949.htm. Мир индиго. Беседа вторая.
4. http://www.apn.ru/publications/article10284.htm. ИнтерЛюдия.
5. http://www.polit.ru/lectures/2005/03/15/neklessa.html. Новый интеллектуальный класс. Лекция.
6. http://www.russ.ru/politics/docs/global_naya_ekonomika_v_novom_uchebnom_kurse_obschestvoznaniya. Глобальная экономика в новом учебном курсе обществознания.
7. http://www.intelros.ru/intelros_new/index.php?newsid=156. Глобальный НЭП. Геоэкономика и сетевая культура .
8. http://www.intelros.ru/2007/07/22/ai_neklessa_miropoznanie_i_mirostroitelstvo_cennosti_
myshlenie_znanie_genezis_i_dinamika_form.html. Миропознание и миростроительство: ценности, мышление, знание (генезис и динамика форм).
9. Метаморфозы государственности в (пост)современном мире .
10. Государственность в условиях цивилизационного транзита .
Публикуется по согласованию с автором.