Виктория Перская: Для России задача обеспечения национальной конкурентоспособности — это решающее условие успешности вхождения в многополярный мир

 

Виктория Перская: Для России задача обеспечения национальной конкурентоспособности — это решающее условие успешности вхождения в многополярный мир

Для России задача обеспечения национальной конкурентоспособности — это решающее условие успешности вхождения в многополярный мир, позволяющее эффективно диверсифицировать экспортную деятельность и обеспечить решение глобальных стратегически важных задач, отвечающих национальным интересам.

Национальная конкурентоспособность — это залог достойного противостояния глобальным рискам, инспирированным извне и получающим развитие в национальном хозяйстве в силу высокой зависимости экономики России от экспорта минерально-сырьевых ресурсов.

В связи с этим, как представляется, использование программно-целевого подхода в наибольшей степени отвечает задачам повышения эффективности национальной экономики.

В этих условиях обеспечение национальной конкурентоспособности — это уже задача не столько отдельной отрасли или сегмента национального хозяйства, сколько экономики России в целом как фактор обеспечения национальной безопасности и достойного позиционирования в мировом сообществе в условиях его перехода к многополярности.

Данный процесс проходит непросто, сопровождается повышением турбулентности экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях».

Полагаем, что в этих условиях активизация использования программно-целевого метода выступает в качестве одного из решающих факторов создания реальных условий повышения национальной конкурентоспособности. Целевая программа — это система взаимоувязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающих реализацию приоритетов в заданные сроки с наилучшим эффектом. Это сердцевина стратегического управления, которая в условиях рыночного хозяйствования выполняет следующие функции: выявление узловых точек (приоритетов) развития, концентрация сил и ресурсов для решения ограниченного числа задач; взаимная увязка программ между собой и с остальными блоками экономики.

В настоящее время в России получил распространение программный подход к развитию отдельных сегментов национального хозяйства. Так, например, Программа развития ВЭД России на период 2013–2018 гг. нацелена на достижение стратегически важных целей в рамках позиционирования России в мировом хозяйстве на основе повышения доли несырьевого экспорта, формирования условий равного доступа российских экспортеров на мировые рынки, активизации производительного международного сотрудничества России с иностранными партнерами в условиях проведения инновационно ориентированной модернизации национального хозяйства, диверсификации торгово-экономических связей со странами СНГ и АТЭС, создания условий продвижения национальных экономических интересов на внешнем рынке при активизации форм и методов реализации торговой политики.

Поскольку внешнеэкономическая деятельность в условиях рыночной экономики осуществляется исключительно хозяйствующими субъектами, программа развития должна быть увязана с формированием у бизнеса реальных предпосылок для диверсификации и модернизации производственных мощностей, для реинвестирования в развитие, а не увода средств в потребление, для работы в действительно справедливой конкурентной среде на внутреннем и внешнем рынках.

В развитие вышеназванной государственной программы ВЭД в феврале 2014 г. была принята «Дорожная карта» («Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»), направленная на содействие формированию широкого слоя конкурентоспособных, активных экспортеров, в том числе из среды малых и средних предприятий, на формирование стимулирующей экспорт институциональной среды, в том числе предусматривающая:

  • устранение таможенных, административных и фискальных барьеров для развития экспорта;
  • расширение ассортимента и повышение доступности финансовых услуг для экспортеров;
  • развитие ключевых элементов инфраструктуры поддержки экспорта, предоставляющих

финансовые, организационные, маркетинговые и информационные услуги экспортерам;

  • активизацию торговой политики, промоутерской деятельности по продвижению и закреплению российского экспорта на внешних рынках;
  • усиление координации и взаимодействия всех заинтересованных структур в развитии экспорта (уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, институтов развития, субъектов Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах).

Указанная «Дорожная карта» представляет собой достаточно четкую систему мер продвижения товаров и услуг на экспорт, формирует условия закрепления российских экспортеров на рынках, их поддержку и защиту от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных контрагентов. Но при этом отсутствуют положения о формировании устойчивой базы экспорта несырьевого сегмента. Другими словами, налицо децентрализация целей, ресурсов и результатов и их размежевание между отдельными министерствами и ведомствами, что не позволяет оптимизировать процесс достижение цели — повышения национальной конкурентоспособности в действительно сжатые сроки в условиях усиления экономического противостояния при переходе к многополярности.

Грамотное и своевременное применение программно-целевого подхода в российской практике, в том числе использование программно-целевого подхода (с учетом опыта, накопленного в советский период), является одним из решающих условий повышения национальной и международной конкурентоспособности экономики России в современных условиях.

Источник: Журнал «Экономические стратегии»

 

 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: