Виктория Перская: Для России задача обеспечения национальной конкурентоспособности — это решающее условие успешности вхождения в многополярный мир

 

Виктория Перская: Для России задача обеспечения национальной конкурентоспособности — это решающее условие успешности вхождения в многополярный мир

Для России задача обеспечения национальной конкурентоспособности — это решающее условие успешности вхождения в многополярный мир, позволяющее эффективно диверсифицировать экспортную деятельность и обеспечить решение глобальных стратегически важных задач, отвечающих национальным интересам.

Национальная конкурентоспособность — это залог достойного противостояния глобальным рискам, инспирированным извне и получающим развитие в национальном хозяйстве в силу высокой зависимости экономики России от экспорта минерально-сырьевых ресурсов.

В связи с этим, как представляется, использование программно-целевого подхода в наибольшей степени отвечает задачам повышения эффективности национальной экономики.

В этих условиях обеспечение национальной конкурентоспособности — это уже задача не столько отдельной отрасли или сегмента национального хозяйства, сколько экономики России в целом как фактор обеспечения национальной безопасности и достойного позиционирования в мировом сообществе в условиях его перехода к многополярности.

Данный процесс проходит непросто, сопровождается повышением турбулентности экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях».

Полагаем, что в этих условиях активизация использования программно-целевого метода выступает в качестве одного из решающих факторов создания реальных условий повышения национальной конкурентоспособности. Целевая программа — это система взаимоувязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающих реализацию приоритетов в заданные сроки с наилучшим эффектом. Это сердцевина стратегического управления, которая в условиях рыночного хозяйствования выполняет следующие функции: выявление узловых точек (приоритетов) развития, концентрация сил и ресурсов для решения ограниченного числа задач; взаимная увязка программ между собой и с остальными блоками экономики.

В настоящее время в России получил распространение программный подход к развитию отдельных сегментов национального хозяйства. Так, например, Программа развития ВЭД России на период 2013–2018 гг. нацелена на достижение стратегически важных целей в рамках позиционирования России в мировом хозяйстве на основе повышения доли несырьевого экспорта, формирования условий равного доступа российских экспортеров на мировые рынки, активизации производительного международного сотрудничества России с иностранными партнерами в условиях проведения инновационно ориентированной модернизации национального хозяйства, диверсификации торгово-экономических связей со странами СНГ и АТЭС, создания условий продвижения национальных экономических интересов на внешнем рынке при активизации форм и методов реализации торговой политики.

Поскольку внешнеэкономическая деятельность в условиях рыночной экономики осуществляется исключительно хозяйствующими субъектами, программа развития должна быть увязана с формированием у бизнеса реальных предпосылок для диверсификации и модернизации производственных мощностей, для реинвестирования в развитие, а не увода средств в потребление, для работы в действительно справедливой конкурентной среде на внутреннем и внешнем рынках.

В развитие вышеназванной государственной программы ВЭД в феврале 2014 г. была принята «Дорожная карта» («Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»), направленная на содействие формированию широкого слоя конкурентоспособных, активных экспортеров, в том числе из среды малых и средних предприятий, на формирование стимулирующей экспорт институциональной среды, в том числе предусматривающая:

  • устранение таможенных, административных и фискальных барьеров для развития экспорта;
  • расширение ассортимента и повышение доступности финансовых услуг для экспортеров;
  • развитие ключевых элементов инфраструктуры поддержки экспорта, предоставляющих

финансовые, организационные, маркетинговые и информационные услуги экспортерам;

  • активизацию торговой политики, промоутерской деятельности по продвижению и закреплению российского экспорта на внешних рынках;
  • усиление координации и взаимодействия всех заинтересованных структур в развитии экспорта (уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, институтов развития, субъектов Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах).

Указанная «Дорожная карта» представляет собой достаточно четкую систему мер продвижения товаров и услуг на экспорт, формирует условия закрепления российских экспортеров на рынках, их поддержку и защиту от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных контрагентов. Но при этом отсутствуют положения о формировании устойчивой базы экспорта несырьевого сегмента. Другими словами, налицо децентрализация целей, ресурсов и результатов и их размежевание между отдельными министерствами и ведомствами, что не позволяет оптимизировать процесс достижение цели — повышения национальной конкурентоспособности в действительно сжатые сроки в условиях усиления экономического противостояния при переходе к многополярности.

Грамотное и своевременное применение программно-целевого подхода в российской практике, в том числе использование программно-целевого подхода (с учетом опыта, накопленного в советский период), является одним из решающих условий повышения национальной и международной конкурентоспособности экономики России в современных условиях.

Источник: Журнал «Экономические стратегии»

 

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
  • Print

Резолюция

Зиборов В.А. “Экономическая галерея новой экономики”



Тихонов Д. Н. “Эффективное бизнес образование”



Тихонов Д. Н. “Эффективный менеджмент”



Пелехатый М. М. “Фокусы языка”



Зорин И.Ю. «Мастер класс по самообороне для офисных работников»



Виноградов Б.А. «Компетенции руководителя в сфере финансового контроля»



Пелехатый М.М. «Техники и технологии НЛП в переговорах»



Фурта С.Д. «Управление проектами»



Чушкин В.И. «Бизнес-аспекты евразийского интеграционного процесса»