Сергей Глазьев: Меры по преодолению последствий глобального кризиса должны быть согласованы со стратегическими задачами социально-экономического развития

 

Сергей Глазьев: Меры по преодолению последствий глобального кризиса должны быть согласованы со стратегическими задачами социально-экономического развития

Чтобы добиться значимых успехов в проведении структурно-технологической модернизации, политика и государственное управление развитием экономики должны осуществляться системно, прагматично и творчески, без искусственного сужения области возможных мер надуманными правилами, теоретическая обоснованность и практическая применимость которых в российских условиях весьма сомнительна. В частности, речь идет о таких требованиях, как бездефицитность бюджета, отмена экспортных пошлин и других протекционистских институтов, отказ государства от владения предприятиями или их акциями, стерилизация «избыточной» денежной массы, невозможность эффективного использования инструментов регулирования цен, валютный контроль, целеориентированная кредитная политика и многие другие догмы рыночного фундаментализма, основанные на поверхностной убежденности их адептов в стремлении экономики к идеальному состоянию рыночного равновесия, в котором достигается максимум эффективности благодаря оптимальному использованию ресурсов.

При разработке и реализации Стратегии прорыва требуется совместить глубокий научный (академический) подход с практическим опытом, трезвым расчетом, социальным и политическим чутьем. Требуются своего рода «чувство времени», а также «ответственность за пространство» тех крайне серьезных решений, которые предстоит принять всем нам и нашей стране в целом.

Необходимость повышения темпов роста российской экономики определяется не стремлением догнать другие страны, а логикой создания фундаментальных предпосылок активизации инвестиционных и инновационных процессов для осуществления структурно-технологической модернизации в целях расширения возможностей социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.

Политика модернизации и развития российской экономики должна исходить из четкого понимания структурных изменений и перспектив глобального социально-экономического развития и выявления национальных конкурентных преимуществ, активизация которых способна обеспечить устойчивый и быстрый рост производства на формирующейся новой волне экономического подъема. Меры по преодолению последствий глобального кризиса должны быть согласованы со стратегическими задачами социально-экономического развития. Пока этого не происходит: огромные расходы на реализацию антикризисных мер не были увязаны с реализацией Концепции долгосрочного развития.

Преуспеют те, кто быстрее сможет выйти на траекторию роста нового технологического уклада и вложиться в составляющие его производства на ранних фазах развития. И, наоборот, по мере формирования новых технологических траекторий вход на них будет становиться все дороже.

Возвращение к привязке денежной эмиссии к приобретению иностранной валюты в условиях уже начавшегося становления нового технологического уклада лишит российскую экономику возможности завоевания своей ниши в его структуре, которая при должной активизации имеющегося научно-технического потенциала может быть весьма значительной. Для формирования внутренних источников долгосрочного кредитования модернизации и развития экономики необходим переход к принципиально иной политике денежного предложения, обеспеченной внутренним спросом на деньги со стороны реального сектора экономики и государства. И все-таки те ловушки (кредитная, инвестиционная и инновационная), в которые Россия позволила себя загнать, пока не фатальны, глобальные ловушки (ликвидности, долгов и мировых дисбалансов) не менее серьезны. И это (по принципу «встречного пала», который используется в борьбе с лесными пожарами) дает нам шанс на то, чтобы не копировать чужие (американские, европейские или азиатские) решения, а, учитывая мировой контекст, «выбираться своей колеей»! При всех сценариях глобального кризиса возможности развития российской экономики будут зависеть не столько от внешних факторов, сколько от внутренней экономической политики. При реализации предлагаемых ниже мер Россия могла бы существенно улучшить свое положение в мировой экономике, добившись:

1) опережающего становления нового технологического уклада и подъема экономики на длинной волне его роста;

2) существенного усиления отечественной банковско-инвестиционной системы;

3) экономической стабилизации и создания зоны устойчивого развития в регионе ЕврАзЭС и при наличии политических условий — в СНГ.

Источник: Журнал «Экономические стратегии»

 

 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: