Валерий Овчинников: Человечество ввергнуто в новый кризис, который продлится до тех пор, пока не случится новая технологическая революция и не будет найден новый технологический ресурс

 

Валерий Овчинников: Человечество ввергнуто в новый кризис, который продлится до тех пор, пока не случится новая технологическая революция и не будет найден новый технологический ресурс

Очередная технологическая революция — трансформация экономики материальных благ в экономику информационных благ. Исчерпание нынешней технологической волны лишает экономику многих стимулов развития и ведет к слому старой экономической модели, с помощью которой экономика благополучно просуществовала многие десятилетия.

Человечество ввергнуто в новый кризис, который продлится до тех пор, пока не случится новая технологическая революция и не будет найден новый технологический ресурс.

Из прошлых технологических революций глобальная конкуренция заимствовала промышленный технологический ресурс в форме парадигмы производительной двигательной силы, направленной на производство предметов материальных благ (промышленные активы, бытовая техника, инфраструктура и т.д.). В конечном счете под материальными благами понимаются материальные предметы конкуренции, которые удовлетворяют потребителей из разных стран мира своей новизной, полезностью и реализуемостью, а также соотношением «цена — качество».

Вероятнее всего будущая технологическая революция неизбежно завершится переходом мировой экономики материальных благ к экономике информационных благ. В отличие от экономики материальных благ экономика информационных благ действует по формуле «товар — деньги — товар — товар». Это означает, что продавец обменивает товар из числа информационных благ (например, компьютерные программы и другие результаты интеллектуального труда) на деньги покупателя. Но одновременно собственность раздваивается. Один и тот же товар остается после совершения сделок в качестве собственности и у продавца, и у покупателя. Тем самым совершается революция в бухгалтерском и управленческом учете. К этому следует добавить облачные технологии совершения сделок с товарами и приватизацию денег (bitcoin и другие виды криптовалюты).

Таким образом, все мы являемся свидетелями зарождения новой экономики, в которой основными предметами конкуренции служат информационные блага. Прежняя экономика, в которой основными предметами конкуренции служат материальные блага, постепенно сдает свои позиции. Особенно это ощущается по переориентации капитала. Капитал идет туда, где есть успехи в становлении новой экономики. И одновременно он утекает с фабрик, специфичных для экономики материальных благ в развивающихся странах мира. Из этого следует, что полным ходом происходит трансформация производительной двигательной силы в производительную интеллектуальную силу. В новой экономике кардинально меняется формула «товар — деньги — товар», в которой после продажи товар (информационные блага) остается у продавца. Это обстоятельство требует существенного изменения правил и стандартов бухгалтерского и управленческого учета. К этому следует добавить новый фундамент в виде плоской экономики информационных благ, который использует единый глобальный интеллектуальный ресурс. Данный ресурс заменяет существующие ныне товарно-денежные отношения прежней экономики в пользу коллективного использования (разных видов кооперации) интеллектуальных оболочек. В свою очередь оболочки состоят из платформ знаний, технологий и производства информационных благ.

Благодаря такому ресурсу плоская экономика трансформирует процессы малых предприятий в процессы операционной экономики по созданию кооперации мирового интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта. С помощью такой кооперации происходит глобализация знаний, технологий и производства интеллектуальной продукции. При этом кооперация сочетается с обострением борьбы за новые источники знаний и заменяет характерную для экономики материальных благ борьбу за материальные блага как одну из форм борьбы за власть. Практика показала, что многие инфраструктуры, хорошо изученные в экономике материальных благ, состоящие из технопарков, кластеров, очень неудобны для экономики нового типа. То же самое относится к применяемым ныне денежным системам и институтам регулирования, например, таким, как Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд и др. Их заменяют иные институты, такие как глобальные индустриальные центры, образовательные, инновационные и финансовые супермаркеты. При работе инвесторов с предметами глобальной конкуренции усилили свое влияние глобальные инвестиционные стандарты. И наконец, большую роль в новой экономике играют результаты наноэлектронной революции, определяющие путь к новой технологической цивилизации на основе конвергенции технологий NBIC и CCEIC.

Источник: Журнал «Экономические стратегии»

 

 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: