Сергей Глазьев: Открытие экономики в сочетании с привязкой денежной эмиссии к приросту валютных резервов поставило ее в жесткую зависимость от валютных поступлений

 

Сергей Глазьев: Открытие экономики в сочетании с привязкой денежной эмиссии к приросту валютных резервов поставило ее в жесткую зависимость от валютных поступлений

Обвал курса рубля, повышение ключевой ставки и погружение российской экономики в кризис стали логичным следствием реакции созданной в стране системы государственного регулирования на введение санкций со стороны США и их сателлитов. Эта система закладывалась в 1990-е годы под руководством американских кураторов, ставленники которых захватили власть путем антиконституционного насильственного государственного переворота в сентябре 1993 г. Ее формирование было подчинено задачам скорейшей интеграции России в американоцентричную систему мирохозяйственных связей в качестве сырьевой периферии. Были также приняты меры, необходимые для открытия экономики иностранному капиталу: введена свободная конвертируемость рубля, устранены ограничения по валютным операциям и иностранным инвестициям.

Для того чтобы лишить экономику самодостаточности и способности к самостоятельному воспроизводству, сделать ее внешнюю зависимость необратимой, была проведена дезинтеграция народнохозяйственного комплекса посредством принудительной приватизации составляющих его предприятий.

В итоге некогда единый народнохозяйственный комплекс распался на автономно функционирующие воспроизводственные контуры.

В наиболее благоприятном положении оказались нефтегазовая, химическая и металлургическая отрасли, переориентировавшиеся на внешний рынок.

Открытие экономики в сочетании с привязкой денежной эмиссии к приросту валютных резервов поставило ее в жесткую зависимость от валютных поступлений. Развиваться могли только те виды деятельности, которые были связаны с внешним рынком либо сбытом продукции, либо получением кредита.

Этим и воспользовались США и их союзники по НАТО, чтобы нанести России удар в отместку за выход из подчинения в связи с украинским кризисом.

Санкции были направлены на самую уязвимую и зависимую от внешнего мира часть сложившейся системы воспроизводства — финансовую систему. Отказ западных банков рефинансировать ранее выданные кредиты существенно усугубил вывоз капитала и создал макроэкономические условия для спекулятивной атаки на рубль.

Объективно российская финансовая система могла легко защититься от санкций, имея значительный и устойчивый положительный торговый баланс, большие валютные резервы, почти вдвое превышающие денежную базу. Однако, находясь в системе жестких ограничений, установленных МВФ в целях открытия российской финансовой системы для свободного движения капитала, денежные власти не только не стали отражать спекулятивную атаку на рубль, но и усилили ее.

Вводя экономические санкции, США рассчитывали именно на такое поведение российского регулятора. Обама с удовлетворением отметил, что санкции достигли цели — рост российской экономики прекратился. И пригрозил их продолжением, если российское руководство откажется подчиниться.

Источник: Журнал «Экономические стратегии»

 

 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: