Алексей Пожаров, Николай Абросимов: Безопасность — это не только щит, но и меч, все то, что формирует могущество, возможность и способность снимать или нейтрализовать угрозы

 

Алексей Пожаров, Николай Абросимов: Безопасность — это не только щит, но и меч, все то, что формирует могущество, возможность и способность снимать или нейтрализовать угрозы

Некоторые, в том числе и лица, осуществляющие управление государственными структурами, правда, в очень вежливой форме, пытаются отодвинуть теорию подальше от решения задачи переработки существующего документа — Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Говорят, например, что деятельность в области национальной безопасности регулируется очень многими федеральными законами, указами президента, доктринами и концепциями, некоторые из них содержат теоретические, ни к чему не обязывающие постулаты.

Известно крылатое выражение: нет ничего более практичного, чем верная теория. Так почему же кое-кто старательно отодвигает в сторону теорию при обсуждении основополагающего документа, который называют тем не менее концепцией, что означает в переводе с латинского «понимание », «система», а дословно по Далю — «понятие», «образ понятия », «способ понимания, соображения » и «выводы». Да и в коротенькой преамбуле нынешней Концепции национальной безопасности ясно сказано, что это «система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Исходными понятиями концепции национальной безопасности являются безопасность и могущество. Безопасность по своей сути значительно шире и богаче, нежели ее трактовка в соответствующем законе, где она определяется как состояние защищенности. Безопасность — это не только заборы и другие защитные средства, ограждающие нас, но и сформировавшиеся в нас самих, во всем обществе воля, способность и готовность предотвращать, противостоять, преодолевать, а в идеале — снимать вообще возникающие угрозы, имея для этого адекватные средства, структуры, силы, то есть могущество. Безопасность — это не только щит, но и меч, и другие, в том числе многообразные невоенные средства — все, что формирует могущество, возможность и способность снимать или нейтрализовать угрозы. Такое понимание безопасности, ориентирующее на активную деятельность по ее поддержанию, должно пронизывать все содержание концепции национальной безопасности.

Сложная система национальной безопасности и могущества функционирует на основе объективных законов, присущих данной системе в целом и ее особым функциональным звеньям. Так, экономическая безопасность опирается прежде всего на экономическую мощь, военная безопасность — на военную силу и т.д. Каждый вид национальной безопасности взаимосвязан с другими ее видами. Например, экономическим угрозам могут быть противопоставлены не только экономическая мощь — основа экономической защищенности, но и юридический, политический и все другие, в том числе военный, компоненты национальной безопасности и могущества.

При ограниченности экономических ресурсов (а это всеобщий закон) существует объективная необходимость постоянной оптимизации структуры экономики национальной безопасности, выбора приоритетов, нахождения такого соотношения различных составляющих безопасности, которое при наличных ресурсах дает искомый результат. Оптимальной является динамичная структура экономики национальной безопасности, которая в каждый момент соответствует потребностям и возможностям государства, способна воспроизводиться, видоизменяясь и совершенствуясь в соответствии с изменениями внутренних и внешних условий развития. Из такой модели должна исходить Концепция национальной безопасности Российской Федерации как воплощение единства взглядов и подходов руководящих работников во всех звеньях этой сложной системы.

Свою теоретико-методологическую и в известной мере организационно-координирующую роль Концепция национальной безопасности более успешно выполнит, если использовать в ней систему показателей и критериев, количественных оценок угроз национальной безопасности, состояния и динамики безопасности и могущества, целевой эффективности деятельности в ключевых звеньях и в целом в системе национальной безопасности. Это особенно заметно повысило бы информационную и ориентирующую роль раздела IV концепции, в котором формулируются основные задачи, направления деятельности, приоритеты для национальной безопасности в целом и для конкретных ее функциональных подсистем.

Поскольку Концепция национальной безопасности Российской Федерации создается на определенную перспективу, определяются стратегия и долгосрочные ориентиры ее развития до 2020 г., использование количественных показателей, четких критериев оценки повысит интерес к концепции у широкого круга специалистов, профессорско-преподавательского состава, слушателей и студентов вузов, сыграет мобилизующую и организующую роль в обществе. Думается, что в этих же целях было бы полезно разработать иллюстрированное приложение к новой концепции.

Источник: Журнал «Экономические стратегии»

 

 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: