Борис Кузык: В периоды глобальных технологических сдвигов возникает «окно» возможностей для отстающих стран, появляется шанс вырваться вперед и совершить экономическое чудо

 

Борис Кузык: В периоды глобальных технологических сдвигов возникает «окно» возможностей для отстающих стран, появляется шанс вырваться вперед и совершить экономическое чудо

Политика модернизациии развития российской экономики должна исходить из оценки перспектив глобального экономического развития и выявления национальных конкурентных преимуществ, активизация которых способна обеспечить устойчивый и быстрый рост производства на формирующейся сегодня новой волне экономического подъема. Выход из кризиса мировой экономики связан со «штормом» нововведений, прокладывающих дорогу становлению новых технологий.

Кризис закончится через 3–5 лет с перетоком оставшегося после коллапса финансовых пузырей капитала в производства нового технологического уклада.

Именно в подобные периоды глобальных технологических сдвигов возникает «окно» возможностей для отстающих стран, появляется шанс вырваться вперед и совершить экономическое чудо. Для этого необходим инициирующий импульс, позволяющий сконцентрировать ресурсы на перспективных направлениях становления нового технологического уклада.

Необходимая для успешной модернизации стратегия развития заключается в опережающем становлении базисных производств нового технологического уклада и скорейшем выводе российской экономики на связанную с ним новую длинную волну роста. Для этого нужна концентрация ресурсов для создания ядра нового технологического уклада и достижение синергетического эффекта формирования кластеров новых производств, что предполагает согласованность макроэкономической политики с приоритетами долгосрочного технико-экономического развития. Для осуществления такой политики необходимо создание системы стратегического управления, способной выявлять перспективные направления экономического роста, направлять деятельность государственных институтов развития и инструментов экономического регулирования на их реализацию.

Реализация стратегии опережающего развития экономики должна начинаться с развертывания системы стратегического планирования, призванной обеспечить системное использование имеющихся у государства ресурсов для проведения модернизации и новой индустриализации экономики на основе нового технологического уклада. Методология стратегического планирования предусматривает наличие системы долго-, средне- и краткосрочных прогнозов и выбора приоритетов экономического развития, инструментов и механизмов их реализации, включающих систему долгосрочных концепций, среднесрочных программ и планов, институты организации соответствующей деятельности, а также методы контроля и ответственности за достижение поставленных целей.

Система прогнозирования и планирования социально-экономического развития страны и ее регионов должна опираться на общегосударственную правовую базу и содержать единый организационно-правовой механизм взаимодействия органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, институтов развития, научных организаций и корпораций. Этот механизм должен обеспечивать интеграцию интересов и ресурсных возможностей всех заинтересованных сторон при разработке и реализации федеральных и региональных, муниципальных, ведомственных и корпоративных стратегических планов и программ.

С учетом значения системы стратегического планирования и того обстоятельства, что Правительство РФ как центральный орган исполнительной власти загружено текущими задачами и не способно само себе формулировать стратегические цели и контролировать их достижение, предлагается создать «гражданский генштаб» — Государственный комитет по стратегическому планированию (Госкомплан) при Президенте РФ в качестве самостоятельного подразделения Администрации президента численностью до 300 человек.

Альтернативное решение, которое может ускорить запуск системы стратегического планирования: формирование Госкомплана в структуре Правительства РФ на базе ряда департаментов Минэкономразвития, Минфина, Минрегионразвития, отраслевых министерств, отвечающих за стратегическое планирование, с передачей в ведение Госкомплана ряда академических, ведомственных и отраслевых институтов соответствующего профиля. В этом случае председатель Госкомплана должен быть наделен статусом заместителя Председателя Правительства РФ с тем, чтобы иметь возможность давать поручения органам исполнительной власти (в части своих полномочий) и контролировать их исполнение.

Источник: Журнал «Экономические стратегии»

 

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
  • Print

Резолюция

Зиборов В.А. “Экономическая галерея новой экономики”



Тихонов Д. Н. “Эффективное бизнес образование”



Тихонов Д. Н. “Эффективный менеджмент”



Пелехатый М. М. “Фокусы языка”



Зорин И.Ю. «Мастер класс по самообороне для офисных работников»



Виноградов Б.А. «Компетенции руководителя в сфере финансового контроля»



Пелехатый М.М. «Техники и технологии НЛП в переговорах»



Фурта С.Д. «Управление проектами»



Чушкин В.И. «Бизнес-аспекты евразийского интеграционного процесса»