Достояние республик. Академическая наука подтверждает свою конкурентоспособность

 

В сентябре этого года исполнилось 20 лет Международной ассоциации академий наук. МААН – неправительственная самоуправляемая организация, которая объединяет академии наук всех стран СНГ, Вьетнама и Грузии. В ее деятельности принимает участие также ряд известных в мире организаций, играющих важную роль в развитии фундаментальных исследований. Инициатором учреждения МААН был президент Национальной академии наук Украины Борис Патон, который возглавляет ассоциацию с самого начала.

 

– Борис Евгеньевич, каковы были мотивы создания организации, какие цели при этом ставились?

– Кооперация между учеными республиканских академий наук в Советском Союзе была довольно тесной. Однако с образованием независимых государств в 1991 году творческие и деловые связи были нарушены. Ученые лишились доступа к общей системе информации, уникальным научным комплексам, которые создавались совместными усилиями. В этой ситуации важно было обеспечить условия для сотрудничества, которые позволили бы использовать совместный интеллектуальный потенциал и во благо науки, и в национальных интересах.
Так и возникла идея образовать ассоциацию. Организационная работа продолжалась два года. Наконец 23 сентября 1993 года в Киеве в Институте теоретической физики Академии наук Украины состоялось учредительное собрание, на котором и было подписано соглашение о создании МААН. В нем участвовали делегации академий наук Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. По разным причинам не смогли приехать делегации академий наук Грузии и Туркменистана, однако их президенты сообщили, что дают согласие войти в состав ассоциации. На правах полноправного члена в состав МААН вошла также Академия наук Социалистической Республики Вьетнам. Потребность в такой организации осознавало все научное сообщество стран СНГ. Нужно было объединить усилия академий для решения сложных научных задач, для того чтобы сохранять исторически сложившиеся связи между учеными и развивать новые.
Верным стало решение ассоциации о введении в состав МААН института ассоциированных членов с целью привлечь к работе в ней фонды, ведущие университеты, признанные в мире научные центры. К юбилейной дате в МААН насчитывается уже семь ассоциированных членов, а именно: Объединенный институт ядерных исследований (с 1997 года), Российский гуманитарный научный фонд и Российский фонд фундаментальных исследований (с 1999 года), Московский физико-технический институт (государственный университет) и Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований (с 2000 года), МГУ им. М.В.Ломоносова (с 2002 года), Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт” (с 2009 года).

– Чего добилась МААН за прошедшие два десятилетия?

– С момента своего создания ассоциация стремилась установить конструктивный диалог с государственными структурами стран СНГ, информировала их о коллективном мнении ученых академий. Для того чтобы привлечь внимание высших должностных лиц к проблемам науки, Совет МААН направлял им обращения, организовывал с ними встречи. Дважды, в 1995 и 2007 годах, по инициативе МААН на Совете глав государств СНГ рассматривались вопросы о развитии в рамках Содружества международного научного сотрудничества и принимались соответствующие решения.
По предложению МААН в ноябре 1995 года в Москве главы правительств стран СНГ подписали Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств-участников СНГ. К сожалению, должной государственной поддержки проект в дальнейшем не получил и крупных результатов в этом направлении не достигнуто. В то же время в странах Европейского союза реализация такого рода идей всесторонне поддерживается. Так, на выполнение только Шестой и Седьмой рамочных программ, ставших первыми практическими этапами формирования единого научного пространства стран Евросоюза, с 2003 по 2013 год было выделено более 19 и 55 млрд евро соответственно!
МААН приняла активное участие в учреждении Международного инновационного центра нанотехнологий СНГ. Одно из направлений его работы – поддержка молодых ученых. Организуются регулярные стажировки в Объединенном институте ядерных исследований (Дубна), предоставляются гранты для реализации научных и инновационных проектов с целью их коммерциализации. В 2011-2012 годах такие гранты получили 24 молодых ученых.
Поддержка молодежи – один из приоритетов научных организаций, входящих в МААН. Особого внимания заслуживает программа “Мобильность молодых ученых”, которую Российский фонд фундаментальных исследований реализует с конца 2007 года. В ее рамках на конкурсной основе выделяются средства на стажировки молодых исследователей из стран СНГ в ведущих научных организациях России.
В поле зрения МААН находятся также проводимые с 2008 года Высшие курсы стран СНГ, на которых молодых ученых, аспирантов и студентов старших курсов знакомят с современными методами исследований наносистем и материалов (СИН-нано). Их участники имеют возможность поработать на уникальном оборудовании и мегаустановках, которыми располагают НИЦ “Курчатовский институт”, Объединенный институт ядерных исследований и Институт кристаллографии РАН.
Еще одно направление работы ассоциации – разработка и реализация международных программ научных исследований. В 2002 году Совет МААН поддержал идею создания такой программы “Современные проблемы радиобиологии: наука и практика”, в рамках которой изучается действие ионизирующих излучений на организм человека, а также животных, растения и микроорганизмы. Программа носит межведомственный характер, объединяя радиобиологические исследования, проводимые в национальных академиях наук и университетах Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, России, Украины.
Особое внимание в программе уделено проблеме медико-биологических последствий чернобыльской катастрофы, которая привела к повышению уровня облучения населения на обширных территориях Беларуси, России и Украины. В итоге были раскрыты ранее неизвестные механизмы формирования реакции организма на действие ионизирующих излучений, разработаны способы снижения рисков проявления негативных последствий облучения. В прошлом году состоялось очередное заседание Международного совета по этой программе, где были заслушаны сообщения участников о результатах проведенной работы.
В 2003 году на базе Международного центра астрономических и медико-экологических исследований РАН, НАН Украины и правительства Кабардино-Балкарской Республики завершилось выполнение программы астрономических, экологических и медицинских исследований в высокогорных районах Приэльбрусья. К ее реализации были привлечены ученые многих стран ближнего и дальнего зарубежья, что позволило создать в уникальных условиях высокогорья астрономические наблюдательные комплексы, соответствующие мировому уровню. Были получены важные результаты в изучении физики звезд, межзвездной среды и внегалактических объектов, кинематики и физики тел Солнечной системы и других планетных систем, в разработке новых методов и средств астрономических наблюдений. Сегодня успешно выполняется третья международная программа – “Астрономия в Приэльбрусье”, рассчитанная на 2010-2014 годы.
Хочу отметить, что важное место в деятельности ассоциации занимает обмен информационными ресурсами, в том числе отчетами, сведениями о международных конференциях, симпозиумах, семинарах, а также нормативно-правовыми документами, которые принимаются в странах Содружества в сфере науки. Такого рода материалы зачастую используются академиями при взаимодействии с государственными структурами. Например, при активном участии НАНУ, с использованием опыта России и Казахстана на Украине была создана система государственных и академических стипендий для поддержки талантливых молодых ученых. Это стипендии президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета министров Украины, НАН Украины.

– Не могли бы вы рассказать о том, как МААН поддерживает академии, в частности те, которые реформируются?

– МААН на постоянной основе уделяет внимание реформированию сферы науки. За прошедшие годы академии многое сделали в этом направлении. Идет непрерывный поиск новых форм организации научных исследований, передачи завершенных разработок в практику, решения имущественных вопросов и так далее. И эта работа будет продолжаться.
Вместе с тем зачастую намерения провести реформы в сфере науки в ряде стран СНГ базируются на предложениях западных аналитиков, суть которых сводится к тому, что наука нашим странам, так сказать, не по карману. Это и понятно. Кому нужны конкуренты? Вольно или невольно им подыгрывают некоторые наши высокопоставленные чиновники, которые жаждут немедленной отдачи от фундаментальной науки, а за неимением оной не прочь ликвидировать академии, где она в основном и сконцентрирована.
А ведь, не развивая свою фундаментальную науку, не имея соответствующего контингента ученых и специалистов, мы скоро не только перестанем понимать, что же происходит в передовых научных лабораториях мира, и адекватно оценивать новейшие научные идеи и результаты, но и не сможем даже самостоятельно выбирать технологические решения зарубежных компаний для использования в своих странах.
Далее. Наш общий опыт показывает, что фундаментальной науке нежелательно быть в административном подчинении тех или иных властных структур, например министерств. Это один из залогов того, что государство и общество будут получать объективные независимые научные выводы и рекомендации, а не наукоподобные анализы и обоснования каких-то политических и конъюнктурных авантюр.
Характерной особенностью академий наук в странах СНГ является то, что они в отличие от западных академий наук имеют в своем составе разветвленную сеть научных учреждений. По мнению МААН, все формы организации фундаментальных исследований, созданные научным сообществом, имеют право на существование и развитие. Их разнообразие и специфика обусловлены тем, что они учитывают исторические особенности становления и развития науки в конкретной стране.
Следует очень сдержанно относиться к некоторым призывам по механическому использованию в странах СНГ тех или иных западных образцов организационных научных структур, ведущему фактически к разрушению наших академий наук. К сожалению, такие примеры у нас уже имеются, они известны, и позвольте мне их не приводить.
Ассоциация разделяет существующую точку зрения, что национальные академии наук являются значительным культурным и научным достоянием государств Содружества. Для всех нас очевидно то, что трудности в работе академий наук стран СНГ обусловлены не их организационной структурой, а совершенно недостаточным их финансированием со стороны государства и тем, что достижения ученых не востребованы отраслями экономики.
Мне представляется, что деятельность МААН сыграла достаточно большую роль в сохранении национальных академий наук стран СНГ. Если бы не ассоциация, то значительно больше академий наук были бы превращены в клубы ученых. Так, вопросы функционирования национальных академий наук были в центре внимания во время встреч членов Совета МААН с президентами Белоруссии в 1995 и 2000 годах, Грузии – в 1996-м, Казахстана – в 2004-м, Украины – в 1993-м и 1994-м. В адрес руководства Казахстана в 1996 году, Грузии – в 2005-м, Болгарии – в 2010-м, Молдавии – в 2012-м и России – в 2013-м направлялись письма президента МААН в поддержку академий наук этих стран.
Позволю себе высказать несколько суждений в связи с реформированием Российской академии наук. Я не раз говорил, что РАН является лучшей академией наук в мире, которая во все времена представляла собой яркое созвездие ученых высочайшего класса, сильна авторитетными научными школами и широко известными научными учреждениями. Я в 1962 году стал действительным членом АН СССР, а затем Российской академии наук, и сейчас мне больно видеть те великие потрясения, которые переживают РАН и фундаментальная наука страны в целом. Воистину умом Россию не понять!
Но закон принят, и его надо выполнять, даже если он сделан на скорую руку. К числу первоочередных задач, стоящих сегодня перед научным сообществом, на мой взгляд, относятся следующие. В новой системе координат функционирования фундаментальной науки России необходимо сделать все возможное, чтобы отстоять академические свободы и верховенство ученого в его взаимоотношениях с чиновником и так называемым эффективным менеджером. Как этого достичь – рецепта нет, но жизнь обязательно подскажет. Все это потребует колоссальных усилий со стороны ученых. Однако другого просто не дано. Важную роль здесь могут сыграть средства массовой информации.
Я – оптимист по натуре и верю, что академия обязательно выстоит.

– МААН уделяет внимание и вопросам интеграции науки и образования…

– Здесь стоит упомянуть подписанное в октябре 2010 года в Москве Соглашение о сотрудничестве между Евразийской ассоциацией университетов и Международной ассоциацией академий наук. Документ носит рамочный характер, поэтому МААН и ЕАУ ведут работу по его наполнению конкретными мероприятиями и проектами. Начиная с 2010 года ежегодно проводятся совместные заседания Совета ЕАУ и Совета МААН. В результате в 2012 году была утверждена подготовленная обеими ассоциациями Научно-исследовательская программа “Черное, Азовское и Каспийское моря как имитационная модель океана” на 2012-2015 годы.
Следует также отметить, что совместной работе МААН и ЕАУ весомую финансовую поддержку оказывает Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, с которым МААН в 2009 году подписала Меморандум о взаимопонимании.

– Борис Евгеньевич, известно, что один из партнеров МААН – ЮНЕСКО. Как развивается сотрудничество с этой организацией?

– Да, мы довольно активно контактируем с ЮНЕСКО. В прошлом году МААН получила новый, консультативный, статус в партнерских отношениях с ЮНЕСКО. Ассоциация проводила экспертизу проектов ряда программных документов этой организации. В частности, были направлены комментарии и предложения МААН к Проекту программы и бюджета ­ЮНЕСКО на 2012-2013 годы.
Отмечу, что с 2003 года под эгидой МААН при финансовой поддержке ЮНЕСКО был проведен ряд крупных международных форумов, которые собирали сотни участников, в том числе известных ученых и специалистов, представителей международных организаций и властных структур. Последний такой симпозиум прошел в июне этого года и был посвящен отношению общества и государства к науке в условиях современных кризисов.
Важно и то, что соглашение между МААН и ЮНЕСКО об обеспечении межакадемических обменов позволило сотрудникам академий наук стран СНГ провести научные исследования в ряде европейских исследовательских центров.

– Можно ли сказать, что за прошедший период удалось реализовать основную цель создания МААН? Какие у ассоциации планы на будущее?

– На протяжении всего периода своей работы ассоциация успешно выполняла роль площадки для налаживания взаимодействия между академиями наук и другими научными организациями. За 20 лет было проведено 25 заседаний ее совета в разных странах СНГ. Важность таких мероприятий в том, что на них не только обсуждались проблемы, волнующие научное сообщество, но и вырабатывались практические рекомендации. В декабре этого года планируется провести юбилейное заседание Совета МААН.
Хотелось бы еще раз обратить внимание на важность существования такой структуры. МААН – единственная международная организация, которая проводит целенаправленную работу по восстановлению, сохранению и развитию научных связей между учеными СНГ. Это накладывает также определенную ответственность на членов ассоциации – нужно сберечь этот неординарный механизм международного сотрудничества. В будущем мы планируем развивать и укреплять научные связи между странами СНГ, а также способствовать более активному вхождению ученых этих стран в мировое научное сообщество.

Беседу вела
Татьяна КУЗЬМЕНКО

http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=9e09b2d5-38d1-45a1-8ac7-06a8b118ed1c#content

 

 

 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: