Футурология и бизнес: зачем компании футуролог

 
Что дает футурология бизнесу? Как организовать в компании систему прогнозирования? Каковы типичные ошибки при проектировании будущего? Как изменится бизнес в ближайшие 10–15 лет?А.И. Агеев отвечает на вопросы журнала «Бизнес-ревю» № 4 (88), май 2011 года.

 

 

 

«Бизнес-ревю» – Футурология и бизнес: зачем компании футуролог

Что дает футурология бизнесу? Как организовать в компании систему прогнозирования? Каковы типичные ошибки при проектировании будущего? Как изменится бизнес в ближайшие 10–15 лет? Ответы на эти и другие вопросы — в беседе с ведущим российским футурологом Александром АГЕЕВЫМ.

О СЕБЕ

— Александр Иванович, как вы стали футурологом?

—  Изначально моей научной тематикой было управление нововведениями. Много лет занимался теорией и практикой стратегического управления на уровне государства и крупных производственных комплексов. А, как вы знаете, стратегия немыслима без функции прогнозирования. Таким образом, в этом смысле футурологией я занимался всегда.

— Ваше определение футурологии и прогнозирования.

—  Футурология — это разновидность исторической науки, которая изучает сценарии развития будущего. Прогнозирование — процесс применения футурологических методов исследования объектов и явлений. Это и важнейший элемент стратегического управления.

ФУТУРОЛОГИЯ НА ЗАПАДЕ И ВОСТОКЕ

— Какую роль футурологи играют в западных корпорациях, а футурология — в современной экономике?

—  Все транснациональные корпорации имеют штатных специалистов по проектированию будущего. Наиболее мощные футурологические силы сконцентрированы в таких компаниях, как 5Ье11 и 1ВМ, а также в таких государственных организациях, как ЦРУ, АНБ, Госдеп, ФБР. Так, в прошлом году мне довелось участвовать в мозговом штурме по разработке сценариев до 2050 года, приуроченном к 40-летию выхода книги Элвина Тоффлера «Футурошок». Я видел коллективный творческий процесс, совершенно блестяще выстроенный как методологически, так и технологически. Но это — субъективные впечатления, а объективная реальность такова, что американские и европейские корпорации никогда не смогли бы достичь нынешнего влияния в мире без достижений в стратегическом планировании. А эти достижения обеспечиваются и подготовкой кадров, и технической оснащенностью, и современными информационными платформами, и методами анализа экспертных мнений, и применением новейших методов проверки достоверности информации и т.д.

— Как обстоят дела с футурологией в России?

—  Гораздо сложнее. В Советском Союзе работами, которые можно назвать футурологическими, занимались тысячи специалистов. Читая сегодня эти труды, нельзя не удивляться тонким и проницательным научным откровениям их авторов. После распада СССР эти исследования на какой-то период оказались невостребованными, однако несколько лет назад в высших эшелонах российской власти была проявлена политическая воля к созданию футурологической «индустрии будущего».

О МЕТОДАХ ФУТУРОЛОГИИ

— Как связаны футурология и успех в бизнесе?

—  Достаточно вспомнить названия западных корпораций, которым удалось добиться роста по итогам последнего экономического кризиса. Многие из них достигли успеха как раз за счет правильного прогнозирования, проектирования и осуществления прорыва на своем рынке. Чтобы футурология приносила успех бизнесу, важно применять ее на систематической основе, а также обеспечивать футурологов информационной и методологической поддержкой. Причем сильная методология может эффектно работать даже при дефиците информации. Современные методы анализа информации позволяют приходить к исключительно тонким выводам. Я имею в виду анализ не только контента, но и сугубо количественных характеристик информации, таких как плотность, частота, направленность потоков, количество откликов. Все это позволяет выстраивать глубокие ассоциативные, смысловые ряды и приходить к очень ценным выводам.

— В компаниях какого масштаба имеет смысл привлекать штатных и внешних футурологов?

— Все зависит от амбиций владельцев и топ-менеджеров. В России встречаются компании, насчитывающие десятки тысяч сотрудников, в которых нет нормальной футурологии. Либо потому, что владельцы считают свой бизнес вечным и неуязвимым, либо благодаря качествам лидера, который замыкает на себе все вопросы позиционирования и стратегического планирования компании, являясь, по сути, ее «стихийным» футурологом. На Западе компании, штат которых достиг тысячи человек, уже используют при выработке стратегии по крайней мере открытые футурологические источники. А крупные компании, как правило, не только имеют службы по проектированию будущего, но и контактируют друг с другом на платформе футурологических сообществ, семинаров и форумов в Институте Санта-Фе, Гарвардском университете, в «Рэнд Корпорейшн» и др. Добавлю, что технология проектирования будущего вполне окупает себя и в небольших компаниях. Даже у нас, в России, с просьбой об экспертизе, прогнозе в наш институт обращаются в том числе некрупные компании. Наверное, для большинства малых и средних предприятий разумнее передавать футурологические исследования на аутсорсинг. Но мне известны предприятия, которые нанимают в штат опытного аналитика (например, ветерана военно-морских сил), поручают ему вести мониторинг внешней среды и с помощью методов футурологии прогнозировать ее развитие.

— Имеет ли значение отраслевая принадлежность компании при выборе тех или иных методов прогнозирования?

—  Понятно, что, если вы производите комплектующие для определенного изделия, вам достаточно иметь маркетинговое предвидение: сохранится ли ваш заказчик? Ведущие транснациональные корпорации хорошо диверсифицированы, поэтому, сохраняя отраслевые пристрастия, они «сканируют» будущее довольно широко. Конечно, в каждой отрасли, будь то рынки нефти, быстропотребляемых продуктов, продовольствия и т.д., свои особенности прогнозирования. Они связаны, например, со спецификой производственных показателей, механизмов формирования прибыли, сезонностью и т.д. В то же время в любой отрасли могут быть использованы классические методы футурологии, например форсайт и методы экспертных оценок (Дельфи, мозговой штурм, метод анализа иерархий). Также эффективны традиционные методы стратегического планирования и прогнозирования, применяемые в бизнес-консалтинге, такие как матрица ВСО, РЕ5Т-анализ, коэффициент ранговой корреляции Спирмена и т.д. Их применение зависит не столько от отрасли, сколько от знаний, опыта и предпочтений конкретного футуролога.

— Для решения каких задач и проблем бизнеса могут использоваться футурологические методы?

—  Для любых. Прежде всего — для задач выработки стратегии компании, ее контроля и ревизии. Бизнес, который дорос до стратегического уровня менеджмента, всегда озабочен своим будущим. Как только вы начинаете планировать выход на новый рынок, производство новых товаров и т.д., вы вторгаетесь в область стратегического планирования, глубокого анализа возможностей и рисков рынка, создания альянсов и т.д. Вас будет интересовать множество прогнозов — вплоть до прогноза, останется или нет на руководящем посту в конкурирующей компании конкретная персона. И футурология позволяет весьма успешно прогнозировать даже такие «непредвиденные» события.

О ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В КОМПАНИИ

— Предположим, компания решила самостоятельно выстроить внутреннюю систему прогнозирования. Какие шаги вы посоветуете предпринять?

—  Когда одного будущего советника по национальной безопасности США пригласили работать на президента этой страны, он поставил два условия: линия непрерывной связи с президентом и кабинет рядом с кабинетом президента, чтобы иметь возможность обратиться к нему по важным вопросам в любой момент. Роль футуролога для компании столь же значима. Поэтому, если руководитель осознал потребность в системе прогнозирования и решил ее построить внутри компании, он должен обеспечить надлежащий статус эксперта-футуролога. В западных и ряде отечественных компаний ведущий футуролог, как правило, имеет статус вице-президента по стратегическому планированию и управлению. Во-вторых, руководитель компании должен смирить свою гордыню и признать, что не может знать все обо всем: практика показывает, что мнение эксперта по будущему нередко расходится с ожиданиями лидера, — и это тот случай, когда к мнению профессионала руководитель должен прислушиваться. В-третьих, руководство должно проявить политическую волю, чтобы довести внедрение системы аналитики и прогноза до логического конца, — ведь всякое изменение в структуре компании вызывает скрытое или явное сопротивление сотрудников, привыкших работать по-старому. В-четвертых, качество созданной системы прогнозирования зависит от качества привлеченных специалистов. Иногда случаются разочарования. ..

— Какие наиболее распространенные ошибки при прогнозировании развития экономики и бизнеса вы посоветуете учесть нашим читателям?

—  Я бы обратил внимание на три ошибки. Первая — т.н. ошибка «шаровой молнии». Она обычно взрывается там и тогда, когда и где ее никто не ждет. И это опасение надвигающегося ужаса типично для многих из тех, кто претендует на звание футуролога. Самое печальное, что потребители прогнозов привыкают к постоянно тиражируемым «страшилкам». И когда действительно происходит нечто ужасное, выясняется, что это событие не было никем спрогнозировано. Вторая ошибка: «чем хуже — тем лучше». Она выражается в том, что футуролог строит свои прогнозы под влиянием собственных эмоциональных реакций и «идеологических» пристрастий. Третья ошибка: «закон микроскопа» — преувеличение значения малых деталей (хотя не следует забывать и о том, что иногда взмах крыла бабочки в Техасе действительно может вызвать тайфун в Калифорнии). Основные причины всех трех ошибок — отсутствие комплексного подхода к изучению проблемы, а также опыта применения футурологических методов. Фигурально выражаясь, на составлении прогнозов нужно набить руку. Однако хочу подчеркнуть, что футурология — это не только наука, не только технология, но и искусство. А в любом искусстве важную роль играет интуиция, умение оперировать фактами, индикаторами, которые не способно заменить рациональное сознание. Как правило, хороший футуролог — хороший интуит. Конечно, и хорошие интуиты иногда допускают ошибки. Но это не беда. Хуже, когда руководитель компании принимает футурологический прогноз за догму. Любой прогноз нуждается в непрерывном мониторинге и непрерывном уточнении: ситуация на рынке и глубина наших знаний о нем постоянно меняются. Любой прогноз есть отражение живой жизни.

ЧТО БУДЕТ?

— Предполагаете ли вы изменения экономического механизма в ближайшие десятилетия? Может ли экономика развиваться без того, чтобы компании навязывали потребителям массу ненужных и необязательных вещей? Может ли она расти без раздувания мыльных пузырей и кредитных пирамид?

—  Собственно, вы говорите о революции в мировой экономике. Дебаты на эту тему идут и в «Большой восьмерке», и в «Большой двадцатке». Все понимают, что значительная часть современной экономики фиктивна и оторвана от экономики реальной. Что реальная экономика производит много ненужных вещей. Что настоящие ценности, действительно важные для людей, подменены фальшивыми. Что капиталистическая экономика превратилась в экономику джунглей, «пузырей», «пирамид» и «черных дыр». Ваш вопрос верно фиксирует общую болезнь, и мы в эту болезнь, конечно, вошли.

— Известны ли вам разработки механизма более разумной экономики?

—  Справиться с этими болезнями будет очень трудно (и некоторые даже считают, что без войн — невозможно). Ведь совершенствование технологий одурачивания людей идет быстрее создания, так сказать, регуляторов добросовестности в экономике и бизнесе. Но попытки создания механизма разумной экономики, конечно, предпринимаются. Достаточно вспомнить Китай. Тщательно пытается избегать многих экономических болезней Швейцария, где, например, с начала XIX века действует кредитная система с нулевым процентом. Подобные примеры можно встретить и на уровне отдельных корпораций и регионов мира.

— Ваш прогноз: каким станет бизнес в ближайшие 5—10— 15 лет?

— Из традиционных видов бизнеса продолжат развиваться рынок продовольствия, энергетика и производство машин, помогающих нам жить, — от автомобилей до компьютеров. Но чем дальше, тем больше бизнес будет уходить в сферы, которые охватываются понятием шестого технологического уклада. Это все, что связано с биологией, здоровьем человека, фармацевтикой. Все, что связано со способами общения между людьми. Все, что связано с раскрытием возможностей человеческого мозга. Конечно, будет расти степень регулирования экономики, будет идти борьба между технологиями одурачивания потребителей и институтами добросовестности бизнеса. Будут увеличиваться риски технологического терроризма. Вырастет роль бизнесменов новой генерации, чей образ был ярко запечатлен в фильме «Социальная сеть» о создателе «Фейсбука» Марке Цукерберге. Среди личных качеств бизнесменов будут в цене умение быстро диагностировать и решать проблемы, компетентность, необъятная личная энергия, подобная энергии первых советских наркомов, и бесстрастность киборгов. Вот такого рода люди будут у руля бизнеса через одно-два десятилетия.

Александр Агеев

49 лет. Окончил МГУ им. М. В. Ломоносова, аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений АН СССР, Академию народного хозяйства при правительстве РФ, Кингстонскую школу бизнеса (Великобритания). Основатель и генеральный директор Института экономических стратегий РАН, президент Международной академии исследований будущего, заведующий кафедрой управления бизнес-процессами Национального исследовательского ядерного университета МИФИ. Автор свыше 400 научных, публицистических и литературных публикаций. Награжден более чем 40 государственными, научными и общественными наградами России, Германии, Казахстана, США, Италии, Болгарии, Китая, Украины, Ливана, а также РПЦ.

Юрий Смирнов

 

 

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
  • Print

Резолюция

Зиборов В.А. “Экономическая галерея новой экономики”



Тихонов Д. Н. “Эффективное бизнес образование”



Тихонов Д. Н. “Эффективный менеджмент”



Пелехатый М. М. “Фокусы языка”



Зорин И.Ю. «Мастер класс по самообороне для офисных работников»



Виноградов Б.А. «Компетенции руководителя в сфере финансового контроля»



Пелехатый М.М. «Техники и технологии НЛП в переговорах»



Фурта С.Д. «Управление проектами»



Чушкин В.И. «Бизнес-аспекты евразийского интеграционного процесса»